"Абсолютно беспрецедентной" назвал председатель Патриаршего совета по культуре, глава Крымской митрополии митрополит Симферопольский и Крымский Тихон открывающуюся 4 ноября выставку. Прежде всего по объему собранных на ней артефактов.
Руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов признался в желании сделать "великие обозначения" того, что будет представлено на выставке, но постарался сдержаться: пусть зрители живут предвкушением.
Единственный секрет, который охотно выдавали соавторы выставки - в центре экспозиции настоящие раритеты. Часть выставки показали в Государственном историческом музее, и она уже заинтересовала более миллиона посетителей. Но открывающаяся 4 ноября расширит хронологические рамки: события войны будут заканчиваться сентябрьским разгромом милитаристской Японии. А два последних зала будут посвящены осуждению преступлений нацизма, и в частности Нюрнбергскому и Токийскому трибуналам.
Среди потрясающих, раритетных подлинников выставки - автограф речи Молотова, в которой впервые прозвучали всем теперь известные слова "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами". Документы о создании Государственного комитета обороны, журнал посещений, из которого видно, какие люди шли в первый день войны к Сталину. История эвакуации 2500 предприятий и 18 миллионов граждан на восток, разворачивание там военных производств.
Отдельные разделы посвящены действиям Русской православной церкви во время войны, а также искусству и литературе, приравнявших перо к штыку.
На выставке можно будет увидеть подлинник обращения митрополита Сергия (Страгородского), подлинник текста песни Лебедева-Кумача "Священная война", исполнявшейся на Белорусском вокзале уже в первые дни войны. Подлинник дневника Ольги Берггольц в блокадном Ленинграде, который она вела в самые тяжелые для города месяцы окружения. "Без слез читать невозможно", - отреагировал на него Андрей Артизов. Преступления коллаборационистов, немецко-фашистские лагеря, восстание Печерского. Изгнание врага за пределы СССР, освобождение Европы, штурм Берлина, подлинное Знамя Победы, парад на Красной площади. 12 тысяч участников парада, речь Жукова с буквами, расплывшимися от капель дождя. Строки с пометками самого Жукова, какие фразы произносить громче, какие тише. Напоминание о том, что в 1941-м многие не верили в то, что мы победим, но "мы выстояли".
- Никогда ни в одном месте не собиралось такое количество подлинников, - подчеркивает Андрей Артизов.
Выставка, устроителей которой не раз упрекали в предпочтении мультимедийности в ущерб подлинности, поменяла свой курс. На этот раз подлинники здесь главное.
На каждую из 12 прошедших ко Дню народного единства выставок привозилась святыня. В этом году будет принесена икона святителя Луки Войно-Ясенецкого, епископа и замечательного хирурга, основоположника теории и практики гнойной хирургии. Антибиотиков еще не было, и гибель от гнойных ран была на первом месте, напоминает митрополит Тихон. Святитель Лука создал свои знаменитые очерки в ссылке и там же получил за них Сталинскую премию I степени. Был отпущен из заключения и стал руководителем эвакогоспиталей за Уралом, где с неутомимой энергией оперировал и устраивал госпиталя. В 90-х годах прославлен как святой. Его почитают в Греции, Сербии, Северной Америке, Европе... На выставке будет представлена его икона и... хирургические инструменты, которыми он оперировал.
Почти сакральной назвала генеральный директор Русского музея Алла Манилова художественную работу Александра Дейнеки "Оборона Севастополя", которая также будет представлена на выставке. Живописец ездил в 1942 году в Севастополь и вернулся с замыслом картины и уверенностью, что мы побеждаем. О блокаде Ленинграда расскажут картины художников ее переживших. Несмотря на запрет писать картины на улицах Ленинграда (это было просто опасно), художники выходили на Невский при минус 35 и, дыша на пальцы, писали картины.