По оценкам Тимура Гареева, замруководителя департамента научно-технологического развития Сколтеха, при пересчете через топливный эквивалент к 2050 году солнце и ветер могут составить около 10 процентов энергобаланса России.
По данным Ассоциации развития возобновляемой энергетики, на начало апреля 2025 года суммарная установленная мощность объектов ВИЭ в России достигла 6,62 гигаватт. В этой структуре солнечные и ветровые станции занимают примерно равные доли - по 2,55-2,57 гигаватт каждая.
"В Республике Крым в ясные дни до 30 процентов всей вырабатываемой энергии обеспечивается солнечными электростанциями. Астраханская и Оренбургская области лидируют по темпам ввода новых солнечных электростанций и скоро догонят Крым", - отмечает Алексей Васьков, доцент кафедры гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии НИУ "МЭИ".
Александр Ведяхин, первый зампред правления Сбербанка, в разговоре с "РГ" подчеркивает важность сбалансированного подхода. Дело в том, что солнечные и другие возобновляемые источники энергии хорошо сглаживают пики потребления энергии, выравнивая баланс всей системы. Но обеспечивать энергоемкие предприятия - как, например, центры обработки данных, - самостоятельно они не могут. Так что говорить о переводе отдельных отраслей на обеспечение за счет ВИЭ не приходится.
"Сила российской энергетики в разнообразии источников: атом, гидро, газ, уголь, возобновляемые. У каждого свои плюсы и минусы, и сбалансированная комбинация дает стабильность. Основная проблема в непредсказуемости генерации: солнце и ветер не постоянны. Решение - системы накопления энергии, крупные батареи, которые накапливают избыток и отдают его в сеть, когда генерации нет", - поясняет свою точку зрения эксперт.
Восточный ориентир
Пока Россия осторожно наращивает солнечные мощности, мировая индустрия переживает бум. По данным Международного энергетического агентства, на долю солнечных фотоэлектрических систем придется около 80 процентов мирового прироста мощности ВИЭ в течение следующих пяти лет.
В Китае к концу 2025 года будет более 1100 гигаватт вырабатываться солнечными электростанциями - это равно всей мощности электрогенерации в России. Поднебесная контролирует 85 процентов мировых поставок солнечных элементов, 88 процентов поликремния солнечного качества и 97 процентов кремниевых слитков и пластин.
Китай превратил инициированный Западом энергопереход в инструмент для передела ряда глобальных технологических рынков. А растущий внутренний спрос помогает этой стране наращивать и масштабировать производство.
"Технологическое и экономическое развитие отрасли наиболее быстро происходит в условиях широкого рынка сбыта. Нашей стране также нужно искать свое место на мировых рынках, налаживая выпуск конкурентоспособного оборудования. Только в этом случае возможен рост отрасли", - считает Алексей Васьков.
Экономика против географии
"Стоимость строительства 1 киловатт-часа ВИЭ сравнялась с традиционными источниками энергии, а затраты на обслуживание минимальны", - отмечает Дмитрий Головин, технический директор PUNKT E.
Срок строительства даже крупной солнечной электростанции не превышает одного года, что во много раз быстрее других типов станций. Уже сегодня солнечные электростанции России снижают выбросы парниковых газов на 2,6 миллиона тонн CO2 ежегодно. А при корректировке на нестабильность, системы хранения и субсидии стоимость может вырасти в 1,5-2 раза.
"Окупаемость таких объектов порой составляет 10-15 лет, и не все инвесторы готовы вкладывать деньги на такой промежуток времени", - обращает внимание Дмитрий Головин.
Основной инструмент поддержки инвесторов - программа договоров предоставления мощности ВИЭ (ДПМ ВИЭ), действующая с 2013 года. Механизм гарантирует возврат средств с базовой доходностью 12 процентов за счет оплаты мощности в течение 15 лет. Обязательное условие - выполнение целевых показателей локализации производства на территории России.
Солнечные электростанции на изолированных территориях обеспечивают существенную экономию дизельного топлива. В этом случае применение солнечных электростанций в первую очередь связано с их экономической эффективностью, считает Алексей Васьков.
По планам правительства, типовые проекты солнечных электростанций ориентированы на мощность 15‑50 мегаватт, причем с большим отрывом лидирует Забайкальский край, на который приходится две трети планируемых мощностей.
Барьеры роста
Александр Баделин выделяет три ключевых барьера для масштабирования солнечной генерации.
"В странах, успешно развивших солнечную энергетику, ключевым драйвером выступали государственные стимулы - фиксированные тарифы, налоговые льготы, обязательные квоты на "зеленую" электроэнергию или механизмы нет-метеринга (механизм, при котором излишки выработки солнечной генерации возвращаются в сеть. - Прим. ред.). Российская модель договора предоставления мощности ВИЭ доступна только крупным игрокам и не применима для массового сегмента", - поясняет эксперт.
Второй барьер - финансовые ограничения: высокая ключевая ставка ЦБ и ограниченный доступ к длинным деньгам. Третий - информационные барьеры: в обществе распространено мнение о дороговизне солнечной энергетики, хотя мировой опыт доказывает обратное.
"Энергосистема - довольно инерционная и консервативная инфраструктура. Кроме того, внутри нее конкурируют альтернативные решения, за которыми стоят игроки национального масштаба", - объясняет Тимур Гареев.
С 2013 года нормативно зафиксирована необходимость локализации производства оборудования, и сегодня более 70 процентов всего перечня производится отечественными компаниями.
Существенным препятствием остается небольшой внутренний рынок, что не позволяет наращивать производство и снижать издержки. На мировом рынке - жесточайшая конкуренция, поэтому в России выгоднее производить не все элементы - например, полупроводниковые приборы для инверторов закупаются за границей.
Суверенитет как стратегия
Сегодня в России введено более 5 гигаватт солнечной и ветровой генерации от Калининграда до Камчатки. Активно развивается возобновляемая энергетика в секторе промышленной генерации - на НПЗ и ГОКах.
"В стране полностью создана вся инфраструктура для индустриального развития солнечной генерации. Локализованы технологические переделы производства солнечных ячеек и модулей, электротехнического оборудования", - отмечает Игорь Шахрай, председатель совета директоров "Хевела".
В России создан полный цикл производства компонентов для объектов солнечной генерации. Флагманом отрасли выступает завод "Хевел" в Новочебоксарске, где производятся высокоэффективные солнечные модули с коэффициентом полезного действия до 23,5 процента. Стекло - в Смоленской области, инверторы и коммутационное оборудование - в Ростовской области. В конце января 2024 года запустили крупнейший завод по производству кремниевых пластин.
Александр Баделин предлагает конкретное решение для стимулирования внутреннего рынка: расширение механизма сальдирования выработки и потребления электроэнергии с нынешних 15 киловатт до 670 киловатт. Это позволит вовлечь в процесс не только частные домохозяйства, но и малый и средний бизнес.
Свой путь
По Генеральной схеме размещения энергообъектов к 2042 году доля возобновляемой энергетики в мощности энергетической системы достигнет 22 гигаватт, сообщает Игорь Шахрай.
В отличие от стран, делающих ставку на радикальный энергопереход, российская стратегия базируется на диверсификации источников и постепенном наращивании технологического суверенитета. В условиях растущего энергодефицита на востоке страны и глобального тренда на декарбонизацию такой подход может оказаться более устойчивым, чем революционные сценарии. Чтобы ускорить внедрение новых технологий требуется, как всегда, целевая поддержка в форме субсидий, грантов или налоговых послаблений для реального сектора. А также зачастую директивные требования со стороны правительства.
В солнечной генерации активно используются все новые технологии. К примеру, двухсторонние солнечные панели разработаны для захвата солнечного света как с передней, так и с задней стороны. Это позволяет увеличить захват энергии. Такие панели становятся стандартом для крупных солнечных ферм, особенно в регионах с высоким отражением света, в том числе на заснеженных территориях.
Обеспечивают более высокую эффективность, в сравнении с традиционными кремниевыми панелями, перовскитные солнечные элементы. Особенно перспективны тандемные панели, которые объединяют слои кремния и перовскита, так как они улавливают больше энергии из разных частей солнечного спектра.