Счетная палата проверила, как осуществляется управление конфискованным имуществом, изъятым у лиц, допустивших коррупционные правонарушения, и сделала вывод о недостаточно эффективном использовании этого ресурса.
Как было установлено в ходе аудита, доля его вовлечения в хозяйственный оборот не превышает 8%. В результате федеральный бюджет недополучает потенциальные доходы.
"Коррупционное имущество поступает в казну с 2011 года. Речь идет об имущественных объектах, обращенных в доход государства в связи с отсутствием доказательств их законного приобретения, и конфискованном имуществе, полученном в результате коррупционных правонарушений. Всего по состоянию на 1 июля 2025 года в доход государства обращено почти 9 тысяч объектов такого вида недвижимого имущества совокупной стоимостью более 113 млрд рублей", - сообщил по итогам проверки аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.
Он также рассказал, что с 2021 года приватизировано 240 объектов коррупционного имущества, что составляет менее 4% всех объектов. С 2023 года передано в аренду 224 объекта коррупционного имущества, что также не превышает 4%. Доходы федерального бюджета от приватизации и аренды указанного имущества составили соответственно 3,2 млрд и 832,2 млн рублей.
Что препятствует эффективному использованию конфискованного имущества?
Проверка Счетной палаты показала, что эффективному учету и использованию коррупционного имущества препятствует ряд системных проблем и законодательных ограничений, в том числе несовершенство нормативного регулирования этой сферы.
В частности, не регламентирован должным образом процесс передачи коррупционного имущества от Федеральной службы судебных приставов Росимуществу, что влечет негативные последствия, включая прием несуществующих объектов и увеличение срока вовлечения имущества в оборот. Кроме того, в Росимуществе отсутствует единая практика приема, учета в казне РФ и регистрации права федеральной собственности на коррупционное имущество, следствием чего являются риски его утраты.
Еще одна важная проблема связана с продолжительными сроками государственной регистрации права собственности на имущество - в среднем от 1,5 до 2 лет. В основном это обусловлено длительным снятием запретов и арестов, наложенных на имущество судебными органами. "В результате это увеличивает срок вовлечения имущества в оборот в среднем на 1-1,5 года. По состоянию на 1 августа 2025 года не зарегистрировано право федеральной собственности на 404 объекта стоимостью 1,1 млрд рублей", - отметил аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.
К законодательным барьерам также относятся ограничения на приватизацию коррупционного имущества. Например, законодательно запрещена продажа на торгах конфискованных земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий (сооружений). В результате только на территории Московской области с 2020 года не реализовано более 2 тысяч земельных участков площадью 581,3 га и совокупной кадастровой стоимостью более 2,7 млрд рублей.
Кроме того, из-за действующих ограничений на продажу конфискованных жилых помещений (в части стоимости и способа приватизации) не реализовано 296 имущественных объектов (квартир, жилых домов и коттеджей) совокупной кадастровой стоимостью 2,3 млрд рублей, обращенных в доход государства, но не востребованных для нужд страны. При этом некоторые объекты не используются с 2019 года и теряют инвестиционную привлекательность.
"Для устранения обозначенных законодательных барьеров Счетная палата предложила правительству внести изменения в закон о приватизации и снять установленные ограничения на продажу жилых помещений и земельных участков, относящихся к коррупционному имуществу", - заключил Андрей Батуркин.