Александр Юрьевич, расскажите о новом месте работы?
Александр Домогаров: Это - уникальный театр. Такого как Центральный академический театр Российской армии по масштабам и техническим характеристикам ни в Европе, ни в мире нет. Здание Театра Армии в виде огромной пятиконечной звезды - памятник не только театральной архитектуры, а эпохе испытаний и великого энтузиазма. В создании театра участвовали лучшие художники: фрески расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал сделан по эскизам Владимира Фаворского. Плафоны создали Александр Дейнека и Леонид Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. Механика сцены и сегодня работает. А какие звезды выходили на сцену - суперактеры.
Прошедший сезон стал экзаменом для главного режиссера театра, народного артиста России Александра Лазарева.
Александр Домогаров: И он сказал свое слово. Как режиссер. На премьере спектакля "Роман" по Булгакову был аншлаг. Это не просто постановка, а настоящее погружение в сложный мир булгаковского романа "Мастер и Маргарита". В спектакле нет ни встречи у Патриарших прудов, ни Аннушки с маслом, зато очень подробно раскрыта история о Понтии Пилате, прокураторе иудейском. Александр Лазарев затронул историю Понтия Пилата и мастерски развернул на сцене театра.
Внимание зрителя удерживается на одном дыхании до самого финала.
Александр Домогаров: Начало: в огромном кресле, спиной к залу восседает Воланд в зловещем гриме. Далее на сцене появляется Понтий Пилат, за ним по центру огромный валун в форме сердца. Этот камень на сцене весь спектакль, как символ висящей тяжести.
Как задействована машинерия театра?
Александр Домогаров: На все 100% - плунжерные подъемно-опускные площадки, два поворотных круга для создания меняющегося рельефа. Впервые за много десятилетий открывается танковый подъезд, откуда появляются вороные кони со стражниками.
Кто ваши партнеры?
Александр Домогаров: Понтий Пилат - Александр Балуев и Максим Аверин, Воланд - ваш покорный слуга.
Какие новые спектакли готовит театр?
Александр Домогаров: Среди запланированных премьер - "Сморгонь" молодого белорусского режиссера Дмитрия Версты.
Чем заинтересовал театр белорус Дмитрий Верста?
Александр Домогаров: Дмитрий Верста, студент ГИТИСа, поставит спектакль "Сморгонь" по пьесе Дмитрия Бочарова. Герой пьесы - писатель Михаил Зощенко во время Первой мировой войны служил под Сморгонью, которую армия Российской империи обороняла в 1915-1917 годах ценой колоссальных жертв и остановила кайзеровские войска.
Эскиз "Сморгони" был представлен на лаборатории "Герой своего времени", затем Дмитрий получил приглашение поработать в качестве штатного режиссера Театра Армии.
Дмитрий успел отметиться еще одной работой, став режиссером спектакля-экскурсии "Мой театр".
Александр Домогаров: Первый показ прошел в День города Москвы и день 85-летия со дня основания здания на Суворовской площади. Разные артисты показывают любимые места в театре, и у некоторых это перерастает в моноспектакль.
Будете играть в детских спектаклях?
Александр Домогаров: Так случилось, что мы с Александром Лазаревым начинали свой путь именно в Театре Российской армии, на Большой сцене. Здесь я служил с 1985 по 1995 год, с 2024 года. Мы начинали со спектакля "Кортик". И наигрались в детских спектаклях. Но если Александр Лазарев попросит сыграть чудовище, соглашусь. Только свистни.
А ваша любовь к творчеству Владимира Высоцкого не охладела?
Александр Домогаров: Мы готовим спектакль, который соединит стихи Владимира Высоцкого, симфонический оркестр и музыку рок-группы, которая понятна молодежи. Мы придумали программу "Сыновья уходят в бой". Мы взяли военные песни Высоцкого - великие песни, написали аранжировки, и подумалось нам, что хорошо бы это сделать на сцене Театра Армии. Идея в том, чтобы сын поэта Никита Высоцкий читал стихи отца, симфонический оркестр исполнял музыкальную партитуру, а на сцене присутствовала очень хорошая рок-группа. Никита чувствует творчество отца и читает самую суть. Театр Армии обязывает сделать постановку не "хорошо", а "хорошо с плюсом". Это моя благодарность за то, что здесь я работал, эти стены знаю, по этим коридорам ходил. Мой отец Юрий Львович Домогаров служил в театре до конца 1941 года, потом ушел на фронт.
Как театр готовится к своему столетию?
Александр Домогаров: Будет спектакль о Суворове. В ноябре 2030 года - 300 лет генералиссимусу, у которого не было ни одного поражения.
Основной зритель театра?
Александр Домогаров: Основной наш зритель - люди в погонах. Но на спектакль "Маскарад" приезжают зрители из Барнаула и Новосибирска. И они приводят своих детей.
В рамках кинофестиваля "Вече" вы побывали у подножия Ржевского мемориала, сооруженного при поддержке Союзного государства?
Александр Домогаров: У меня особая связь с Ржевской землей. Здесь воевал мой отец. Он получил здесь ранение. И война для него здесь закончилась. Он рассказывал про эшелоны, которые приходили во Ржев полные людей. История про ржевский котел была скрыта. Отец говорил, что это было хуже Сталинграда. Только в ходе боев за Ржев с октября 1941 года по март 1943 года Красная армия потеряла, включая раненых и пропавших без вести, 1 миллион 342 тысячи 888 человек. И вот я у подножия великого памятника Советскому солдату по проекту лауреатов премии Союзного государства Андрея Коробцова и Константина Фомина. 25-метровая бронзовая скульптура солдата в простреленной шинели с опущенным автоматом. На стальных плитах увековечены имена около 65 тысяч погибших подо Ржевом советских воинов. Мы, русские, должны это помнить.
"Судьба и Родина - едины" исполняет ваш герой в фильме "Гардемарины", после которого пришла к вам популярность. Как актер расплачивается за успех?
Александр Домогаров: Звездные роли не даются просто так. Их берешь или не берешь.
Можно промучиться не один год и не сыграть роль.
Александр Домогаров: Играют на ипподроме, а на сцене надо жить.