30.10.2025 18:11
В мире

Что ожидает программный директор от очередного минского "Лiстапада"

Текст:  Юрий Сизов
В золотистом хороводе осенней листвы добавляет в белорусской столице позитивных эмоций и многоцветный формат престижного международного кинофестиваля "Лiстапад". Он собирает гостей и многотысячных поклонников большого экрана в последний октябрьский день во Дворце республики.
/ Минский Международный Кинофестиваль "Лістапад"
Читать на сайте RG.RU

Как известно, председателем жюри основного конкурса игровых фильмов станет кинорежиссер, глава "Мосфильма" Карен Шахназаров, а жюри конкурса короткометражных фильмов возглавит кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Грамматиков. Своими ожиданиями от очередного, уже ХХХI форума искусств, который продлится до 7 ноября, поделился на его старте с обозревателем БЕЛТА белорусский режиссер, продюсер и программный директор конкурса неигровых фильмов Сергей Катьер.

И первый вопрос журналиста был очевидным: почему девизом на этот раз выбран слоган "История, меняющая взгляд"? Эксперт не стал скрывать, что, когда начался отбор фильмов, слогана еще не было, а вот сейчас может смело утверждать, что каждый из них точно отражает тему фестиваля. В каждой картине, по его словам, заключена история, которая меняет взгляд зрителей на героев, о которых мы знали или слышали, помогает по-другому посмотреть на ту или иную проблему.

Кинофестиваль "Лiстапад" откроет драма "Переломный момент"

А поясняя принципы отбора лент для участия в конкурсе, программный директор конкурса сказал, что прежде всего жюри обращало внимание на фильмы, которые уже прошли отбор других фестивалей и были на них отмечены. Конечно, оценки на различных фестивалях могут не совпадать и быть чересчур субъективными, но если картина получает несколько Гран-при, мы, естественно, не можем не учитывать и этот фактор, хотим, чтобы и белорусский зритель ее увидел.

Естественно, что пристрастие - категория субъективная. Оно присутствует и у членов жюри. Вот, например, белорусский режиссер, по его признанию, очень любит произведения, которые снимаются не за день, не за два и даже не за месяц. Одним из таких для него стал китайский фильм "Тетушка Ху и ее райский сад". Ведь чаще всего, пояснил он, у съемочной группы нет времени долго наблюдать за героями: есть регламент, производственная дисциплина. При создании же этой картины режиссер десять лет фиксировал на камеру жизнь своей героини, которая, несмотря на все сложности личной жизни, своими руками пытается создать райский сад, сделать жизнь свою и окружающих более прекрасной.

В результате получилась очень искренняя и душевная картина об обычных людях. Не случайно она уже стала победителем Московского и Шанхайского международных кинофестивалей. И еще один пример привел Катьер, оценивая иранский фильм "Хамар-Тадж". Он назвал эту работу удивительно тонкой, глубокой и визуально прекрасно снятой лентой.

Сотни заявок рассмотрело жюри детского конкурса "Лiстападзiк"

В центре внимания - женщина одного из местных племен, которая пытается спасти своего тяжелобольного мужа. Зрители наблюдают за нелегкой жизнью героев фильма, взаимоотношениями жены и мужа, детей и старшего поколения. К слову, финал совершенно непредсказуемый - он покажет, к чему приводит такое самопожертвование. Еще одним резонным вопросом была причина возросшего авторитета у зрителей документального кино.

Во-первых, считает белорусский эксперт, неигровое кино затрагивает серьезные проблемы нашей жизни. Поэтому у него есть свой зритель, который живет не только своими интересами, но и интересами своей страны, погружаясь и в мировые проблемы.

Во-вторых, документальное кино, на его взгляд, становится более художественным, переходит на новый уровень изобразительности. Это происходит благодаря современной технике, которая позволяет снимать материал с высоким разрешением и качеством звука.

А еще эксперт обратил внимание, что фестивальное кино абсолютно не адекватно телевизионным просмотрам. На "голубом экране" даже фильмы регулярно прерываются рекламой. Поэтому его зачастую не смотрят, а слушают, включают как фон между делами. А в основе фестивальных работ лежит атмосфера, эмоция, глубина мысли, что заставляет тебя сопереживать герою, серьезно задуматься над темой, которую поднимает картина.

Кстати, как ранее уже сообщал "СОЮЗ", на отбор фильмов в белорусскую столицу поступило в этом году более 3,6 тысячи заявок из 120 стран. Представлены как традиционные активные участники фестиваля (Россия, Китай, Индия, Иран, Пакистан), так и страны Европы и дальней дуги.

Московский международный кинофестиваль объявляет даты проведения в 2026 году
Беларусь