Коллектив театра скорбит и выражает глубокие соболезнования его родным и близким.
Коллеги из театра Вахтангова рассказали "РГ" о нем.
Человек, безгранично влюбленный и преданный театру имени Евгения Вахтангова. Человек с большим добрым сердцем и мягким чувством юмора. Более 20 лет он играл роль унтер-офицера Лорио в спектакле "Мадемуазель Нитуш". Человека, потерявшего в молодости свою любовь, но хранившего ее в сердце всю жизнь. Их дуэт с Марией Ароновой был неподражаем, трогателен и неизменно срывал аплодисменты. Эту роль артист исполнил более 400 раз.
Он работал с подлинными мастерами режиссуры - Евгением Симоновым, Александрой Ремизовой, Петром Фоменко, Мирославом Беловичем, Гарием Черняховским, Романом Виктюком, Владимиром Ивановым, Владимиром Мирзоевым, Римасом Туминасом, Юрием Любимовым, Автандилом Варсимашвили, Лукой де Фуско и др. Присутствие Анатолия Сергеевича в спектакле (не важно, сколь велика была его роль) стало своеобразным талисманом для многих режиссеров!
Творческий путь Анатолия Меньщикова начинался в Театре на Таганке, куда в 1967 году 17-летним юношей он пришел на должность машиниста сцены. А через год, неожиданно для себя, он вышел на легендарную сцену в спектакле Юрия Любимова "Тартюф" в роли Лорана, заменив заболевшего артиста. В те годы он начал делать и свои первые историко-биографические записи: в них живые зарисовки и знаменитая анкета, на вопросы которой ответили Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий...
В Театре на Таганке на протяжении семи лет Анатолий Меньщиков постигал азы своей будущей профессии. А в 1977 году он успешно окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, курс замечательного педагога-вахтанговца Анатолия Ивановича Борисова, и был принят в Вахтанговский театр.
В последние десятилетия он играл Еремеева в спектакле "Чулимск. Прошлым летом" по А.В. Вампилову, отца Рамона в спектакле "Правдивейшая легенда одного квартала" по Дж. Стейнбеку, Агамемнона в шекспировском "Троиле и Крессиде", начальника поезда ("Визит дамы") и Потапыча ("Игрок") в спектакле "Пристань", Федьку-каторжного в "Бесах" Ф.М. Достоевского, Благородного отца и простака Щипцова в чеховской "Актерской гибели", Старого пса в "Грозе" А.Н. Островского, Кардинала Борчера в "Ричарде III" У. Шекспира, Хана Джангара, Отца Груши и Барина с дитем в "Очарованном страннике" Н.С. Лескова, Камердинера ("Лепорелла") - в спектакле "Стефан Цвейг. Новеллы", Силана в "Горячем сердце" А.Н. Островского, Катьелло в спектакле по Э.де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник", Везине в "Соломенной шляпке" Э. Лабиша и др.
Был он и увлеченным летописцем истории театра Вахтангова: на протяжении многих лет бережно и трепетно собирал и хранил артефакты, исторические материалы о Вахтанговской истории, об актерах, режиссерах, работниках цехов. Его самостоятельный уникальный труд стал своеобразной "Вахтанговской энциклопедией".
В год 100-летия Вахтанговского театра (2021) Анатолий Меньщиков был награжден высшей вахтанговской премией - "Человек театра".
В последний раз Анатолий Сергеевич вышел на родную сцену 19 мая 2025 года в спектакле "Улыбнись нам, Господи".