30.10.2025 11:38
Культура

Как в поисках заработка не угодить в ловушку вербовщиков

Текст:  Алексей Юхтанов
Российская газета - Неделя - Приволжье: №246 (9785)
Сообщения о диверсиях, увы, нередки в ленте последних новостей. Откуда в наши дни берутся поджигатели и другие диверсанты? Об одном из механизмов закордонного террористического рекрутинга рассказывает 15-минутный документальный фильм ульяновского режиссера Александра Куликова "Челлендж: вербовка", завоевавший приз зрительских симпатий на IX Международном фестивале документального кино стран СНГ "Евразия.DOC", финал которого состоялся в Минске в октябре.
/ Из личного архива Александра Куликова
Читать на сайте RG.RU

В центре сюжета - Димитровградская колония. Молодой сиделец Олег Скиданов рассказывает на камеру о своей переписке в мессенджере с зарубежным сверстником. Рассказ иллюстрируется игровыми вставками с демонстрацией смартфона. Простые вопросы - простые ответы. Никакой политики. Да, собеседник находится на Украине, но какая, по сути, разница... Проблемы у молодых людей из разных стран схожие. Основная - деньги. Делятся опытом заработков, чтобы сколотить стартовый капитал на собственное дело. Но все не то. И вот через месяцы знакомства кажется, что с той стороны кое-что наклевывается. Есть работа в сети. Ничего криминального, и аванс будет. Но надо вступить в некую организацию...

"Обработка" жертвы идет неспешно. В конце короткометражки молодой человек делает то, что однозначно отверг бы в начале переписки: отправляет голосовое сообщение - присягу вступающего в экстремистскую, запрещенную в РФ организацию. Это фикция, убеждает собеседник с той стороны. Главное - деньги получить. Но с переводом как раз и не спешат. Украинский друг поясняет: они, мол, хотят, чтобы парень привел к присяге еще двоих. И Олег находит двоих друзей, которые тоже наговаривают на свои смартфоны нужные фразы.

В кинотеатрах покажут фильм Жана-Пьера Поннеля "Риголетто"

Правоохранители переписку отследили. Итог истории печален: Олег отправляется в колонию на шесть лет, его друзья - на три года. К счастью, реального ущерба стране никто из них причинить не успел. Но членство в запрещенной организации - уже тяжкое уголовное преступление. По сути, это уже готовые исполнители терактов: их можно шантажировать оглаской и держать на коротком поводке. Нужно ли говорить, что с той стороны работает профессиональный вербовщик, искусно прикидывающийся простачком?

Эту документальную историю в фильме комментирует эксперт Роскомнадзора, руководитель ульяновского регионального Центра информационной безопасности детей Александр Загайнов.

Корреспондент "РГ" задал несколько вопросов режиссеру фильма Александру Куликову.

Александр, нужно ли вот так досконально показывать механизм вовлечения в террористическую деятельность? С террористами не принято вести переговоров. А также интересоваться их мотивами, трудным детством и прочими проблемами. А тут полный разбор полетов...

Александр Куликов: Разумеется, нужно. Больше скажу, будем стараться запускать этот фильм в школах, потому как его основная целевая аудитория - это подростки 12 лет и очень взрослые люди, если мы посмотрим на исполнителей терактов. Я многое об этом узнал, сотрудничая с антитеррористической комиссией Ульяновской области. И вот захотелось как-то предупредить, остановить. Ведь кто-то именно сейчас стоит перед таким выбором - попробовать заработать легкие деньги. Если хотя бы один человек, посмотрев фильм, примет правильное решение - для меня это будет уже победа. И понимание, что я его сделал не зря. Еще своей удачей считаю работу "АРГ игры" - о том, как вербуют детей с помощью безобидных на первый взгляд игровых заданий. Думаю, тему вербовки буду поднимать и дальше.

Фильм документальный, но в нем есть игровые фрагменты. Сейчас этим приемом часто злоупотребляют, и от документалистики порой не остается камня на камне. Как не переборщить, соблюсти баланс?

Премьера масштабного сериала "Константинополь" состоится 30 октября

Александр Куликов: Без игры не было бы фильма. Было бы просто интервью. Я же не мог забрать Олега из колонии или отмотать время назад. Что касается баланса... Вопрос из разряда: сколько соли добавлять в то или иное блюдо? Наверное, на вкус. И здесь так же. Когда делаю фильм, устраиваю "закрытый показ" чернового варианта с фокус-группой. Моя фокус-группа - это в основном мои коллеги в Облкинофонде и супруга. Глаз замыливается, и нужен свежий взгляд со стороны. Благодаря фокус-группам фильм рихтуется до состояния продукта, который уже выйдет в свет.

Как себя сейчас чувствует документалистика?

Александр Куликов: С каждым годом она будет иметь все большую ценность в связи с развитием искусственного интеллекта и его внедрением в киноиндустрию. В будущем, думаю, будет так: сценарист написал сценарий, отправил в нейросеть, и она ему все это отрисовала - вплоть до мимики и прищура глаз. Такой продукции будет очень много в игровом кино, роль реальных актеров станет более скромной. В документалистике же основной, ключевой, момент - кадры, фиксирующие действительность. И поэтому она не умрет, я думаю, никогда. Ее ценность будет только возрастать.

Досье "РГ"

Александр Куликов родился в Ульяновске в 1991 году, получил высшее образование в Ульяновском госуниверситете (УлГУ) по направлению "Компьютерная безопасность". Сначала работал вне сферы киноиндустрии. В 2021 году прошел обучение по программе Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, организованной на базе Ульяновского областного кинофонда. Затем начал работать в кинофонде в качестве кинооператора. С 2021 года снимает собственные фильмы как режиссер. Александр руководит "ФильмФабрикой", где школьники изучают основы киноискусства.

Кино и ТВ Терроризм Ульяновская область Удмуртия Татарстан Саратовская область Самарская область Пензенская область Оренбургская область Нижегородская область Чувашия Мордовия Марий Эл Кировская область Пермский край Башкортостан