Долгое время о Фитине не говорили, мало что знали и помнили его односельчане в Ожогино, что век назад относилось к Тобольской губернии, а теперь к Курганской области. И только недавно архивные работники, историки и краеведы, не говоря про людей в форме, приступили к процедуре реабилитации героя: появляются книги и фильмы, в Тюмени, например, прошлым летом его фамилией назвали улицу во Втором Заречном микрорайоне, а в августе 2025-го установили памятник на площади Борцов революции. Слышали ли что-нибудь о Павле Фитине современные девочки-мальчики? Скорее всего, единицы. Вот театр и взял на себя просветительскую миссию.
На патриотическую постановку о забытом-возвращенном шпионе (с него, кстати, писан "Алекс" в "Семнадцати мгновениях весны") не чуждые авантюризма "ангажементовцы" выиграли губернаторский грант. Ваять решили исключительно своими силами: пьесу по мотивам документальных произведений написал Валерий Шергин, а в театральную форму ее облекла Екатерина Зорина, актриса, звонко начавшая режиссерские опыты с "Ямы" Куприна, музыкой занимался Роман Зорин, а сценографией в синих тонах, отсылающих к униформе, деловому стилю, Алексей Паненков.
Подать исторического персонажа можно было по-всякому, а театр выбрал прием "машины времени", не оригинальный, но однозначно беспроигрышный, когда работать надо быстро и понятно, чтобы удержать внимание преимущественно молодой публики. И присовокупил бегущую строку на заднике сцены и в верхней части занавеса по той же причине. Шестнадцатилетний подросток, это может быть твой сын или племянник, по первому впечатлению наглый и хамоватый Денис Назаров (Петр Палатов) задержан за хулиганство: нарисовал краской из баллончика "икс" на каком-то памятнике. И вот Денис мучается от просветительских бесед инспектора по делам несовершеннолетних Инги Сергеевны (Екатерина Захарова). Ему бы свой телефон обратно, кофе с соленой карамелью и подальше отсюда, а дама не унимается: все поучает да наставляет - законы, статьи, штрафы, меры и намерения в формате лекций и мультиков.
До тех пор, пока не начинает играть пальцами руки как военный шифровщик. Щелк - и Дениска видит гестаповцев в начале войны, снова щелк - наблюдает, как Фитин (Вячеслав Кузнецов) возвращается домой после доклада Сталину о готовящемся наступлении фашистов на Союз. Влип в историю… Засосало. Так целый театральный час как карты в колоде тасуются кусочки жизни мальчишки из соседнего двора, осквернившего памятник разведчику, и самого разведчика, выросшего из деревенского голопузого "коммунара" Крестьянского бунта в 1921-м. Не временная пропасть между ними, а всего-то синий кабель и замаскированная под кофе-агрегат машина времени. И Инга Сергеевна - будто инспектор, а вроде бы дива магии.
Сопереживающих, конечно, волнует вопрос: чем поплатился парень за вандализм и как свою службу окончил офицер Фитин, которого нам показали в довесок и отцом, и мужем. Последнего в 50-х уволили из органов с формулировкой "по служебному несоответствию" - как участника "банды Берии", без пенсии, потому что не скопил на выслугу. Про финал хулигана Назарова я вам не скажу, а то зачем идти в театр?! Первые зрители нежного-дерзкого возраста сидели-смотрели без ерзанья в креслах: действо динамичное, под стать их ритму жизни и восприятию информации, симпатичные актеры, сюжет без витийства и занудства, понятные вопросы в конце "Кем ты себя идентифицируешь?", "Кто твой кумир?". На обсуждении с режиссером расхрабрившиеся девицы, обмахиваясь от волнения тетрадными листочками, восхищались и плакали - проняло, зазубрили. Да и слава Мельпомене!
Ну а сопровождающие их взрослые что? Взрослым, наевшимся искусства, в этом случае, наверное, надо молчать: для достижения катарсиса, размышлений о мире, разгадывания постановочных ребусов нужен другой материал, а этот - для прямолинейного и короткого воспитания школоты. Да будет так. Что получилось, цепляет или отталкивает, пускай оценивает "поколение комфорта", ведь рассчитан театральный "Разговор о важном", как и его "тезка" по школьной программе, именно на него. Вот черное, вот белое - смотрите, не перепутайте.