01.11.2025 16:48
Культура

В Воронеже станцевали знаменитые рисунки Гойи

Текст:  Татьяна Ткачёва
Зрелищный спектакль "Капричос" по мотивам графики загадочного испанского художника Франсиско Гойи поставил для танцевальной труппы Камерного театра хореограф Константин Мишин.
Читать на сайте RG.RU

Череда зарисовок, не связанных единой сюжетной линией, по сути, иллюстрирует офорты (гравюры на металле) из одноименной серии Гойи. В 1799 году тот выпустил 80 листов с мрачноватыми, жесткими, гротесковыми фантазиями на тему нравов его эпохи. Альбомы вышли без указания автора, но придворного художника легко вычислили и чуть было не предали в руки инквизиторов.

Жанр капричос (слово означает "каприз, прихоть") предполагал вольное соединение объектов и мотивов - скажем, в пейзажах это могли быть здания, в реальности расположенные в разных местах. Гойя изобразил бытовые сцены из жизни людей, объятых всеми видами страстей. Впрочем, вместо людей там часто действуют ослы, обезьяны, совы и всяческая нечисть.

В Воронеже поставили новую пьесу о "системном сбое" в человеке

К картинкам даны авторские подписи. Самая известная из них та, где "сон разума… порождает чудовищ". Девушкам со стульями на голове предпослана фраза "У них уже есть, на что сесть". Тем не менее трактовка фантасмагоричных работ не всегда очевидна. За минувшие столетия образам великого мастера дали массу истолкований. Теперь поломать голову смогут и воронежцы.

Фрагменты рисунков проецируют на задник, давая публике направление для поиска. Впрочем, сами миниатюры достаточно подробно воспроизводят то, что изображено у Гойи. Все 80 сюжетов в почти двухчасовой спектакль не вошли (хотя в процессе просмотра иногда возникает подозрение, что замысел именно таков). Поэтому перед походом стоит ознакомиться с творчеством Гойи, чтобы не гадать, что к чему, увидев на сцене человека-цыпленка и других странных персонажей. Впрочем, многие зрители, напротив, не любят предсказуемость в современном танце и настроены вкладывать смысл в визуальные образы исключительно спонтанно.

В Тюмени поставили спектакль о начальнике советской разведки Фитине

По словам Мишина, задачи сделать нечто мистическое не стояло - вслед за Гойей он пытался найти красоту в искаженных лицах и телах своих героев, запечатлеть их в крайних точках, на эмоциональных пиках. Выразительные поддержки, сложный свет и "инфернальный" реквизит делают постановку очень зрелищной.

Экспрессии в ней предостаточно, артисты работают, не жалея себя. Самую теплую реакцию у публики вызывают, однако, более спокойные эпизоды: незадачливого пропойцу и горе-лекаря, которых воплощает Игорь Прудской, встречают смехом не злым, а определенно сочувственным.

Особого внимания заслуживает музыка, ее специально для спектакля написал воронежский композитор Ярослав Борисов, использовав символичные шумы и мотивы испанских мелодий.

Спектакль "Капричос" по гравюрам Гойи поставили в Воронеже
Танец Воронеж