Как отмечается в публикации, впервые за всю историю южнокорейская пилотажная группа Black Eagles должна была получить дозаправку на японской территории. Сеул предложил провести ее на базе ВВС Японии Наха в префектуре Окинава, когда самолеты направлялись в Объединенные Арабские Эмираты для участия в международном авиашоу в Дубае. Инициатива имела не только практическое, но и символическое значение - ее рассматривали как шаг к укреплению военного взаимодействия и доверия между двумя странами.
По сведениям японской прессы, идея дозаправки обсуждалась на уровне оборонных ведомств и получила предварительное одобрение в Токио. В случае ее реализации Южная Корея и Япония могли бы сделать первый шаг к заключению соглашения о взаимной логистической поддержке (ACSA) - документа, который позволил бы сторонам обмениваться топливом, запчастями и другими ресурсами в мирное время и во время совместных учений. В японском правительстве, по сообщениям СМИ, рассчитывали, что этот шаг помог бы смягчить давнее недоверие корейского общества к силам самообороны Японии, уходящее корнями в эпоху колониального правления.
Однако в самый последний момент все изменилось. Как пишет Yomiuri, японская сторона отказалась от дозаправки, когда выяснила, что некоторые из самолетов Black Eagles ранее выполняли тренировочные полеты над островами Токто (по-японски - Такэсима) в Восточном (Японском) море - территорией, которая контролируется Южной Кореей, но Токио по-прежнему считает ее "своими исконными островами". После этого японские власти направили Сеулу официальный протест и заявили, что осуществлять дозаправку таких машин "невозможно".
Окончательное решение, по данным газеты, было принято 30 октября, буквально за несколько часов до начала первой встречи президента Ли Чжэ Мена с премьер-министром Японии Санаэ Такаэти на полях саммита АТЭС в Кенчжу. Хотя обе стороны тогда говорили о намерении строить "ориентированные на будущее отношения", в японском правительстве посчитали, что общественное мнение не поймет подобного шага, если станет известно о "дозаправке самолетов, летавших над Такэсима".
В Сеуле пояснили, что полеты Black Eagles над Токто имели исключительно тренировочный характер и были частью подготовки к авиашоу, не имея под собой политического подтекста. Однако объяснения не изменили позиции Токио. Как сообщили японские источники, "вопрос островов - принципиальный, и от него нельзя отступать". Один из представителей Министерства обороны Японии в комментарии Yomiuri заявил, что "ситуация крайне прискорбна", но подчеркнул: "территориальные вопросы не допускают компромиссов".
В итоге уникальная возможность впервые провести дозаправку южнокорейских самолетов на японской базе сорвалась. С военной точки зрения инцидент не имел серьезных последствий - Black Eagles смогли продолжить свой маршрут другими средствами, но с политической стороны он стал наглядным напоминанием: даже при видимом сближении между Сеулом и Токио остаются темы, по которым Япония не готова проявлять гибкость.
Наблюдатели отмечают, что это решение контрастирует с общей линией администрации Южной Кореи Ли Чжэ Мена, пытающейся развивать практическое сотрудничество с Японией в оборонной и экономической сферах. Однако пример с Black Eagles показал: любое упоминание островов Токто мгновенно обостряет ситуацию, превращая даже символический жест доброй воли в политическую проблему. Как бы ни стремились Сеул и Токио демонстрировать "новую главу" в отношениях, реальность остается прежней - вопрос Токто остается камнем преткновения, который способен перечеркнуть любую дипломатическую инициативу, даже столь техническую, как дозаправка самолетов на пути к авиашоу.