До этого ограничения на проезд по переходу через Керченский пролив действовал для грузовиков. Теперь владельцам этих категорий транспорта рекомендуют воспользоваться альтернативным маршрутом - добираться до нужного пункта в обход через Донецкую Республику, Запорожскую и Херсонскую области. Корреспонденты "РГ" отправились к Крымскому мосту и увидели, как новая мера повлияла на обстановку.
Из Краснодара мы выехали утром, когда улицы только-только пробуждаются ото сна, слегка полупустые в предпраздничный день. И чтобы не терять времени, решили проехать по прямой, как стрела, платной дороге А-289 (всего 119 километров), соединяющей столицу Кубани и Крымский мост. "Геометрически правильный отрезок" трассы начинается в станице Марьянской, расположенной буквально в 20 километрах от города, и уже здесь на информационном табло читаю светящуюся надпись: "Движение электро и гибридных авто по Крымскому мосту запрещено!". В нескольких иных вариациях она встречается еще по пути вперемешку с напоминаниями о соблюдении безопасной дистанции и скорости.
Сделав одну остановку на кофе-брейк, долетаем к подъезду моста всего за два часа. На объекте действуют повышенные меры безопасности по аналогии с теми, что организованы в аэропортах. На часах уже девять, и на площадке нет скопления дожидающихся очереди машин. Один, довольно жиденький поток, устремился по желтой стрелке к рамке радиометрического комплекса (здесь транспорт сканируют насквозь), те же, кто, как и мы, налегке, двинулись по зеленой стрелке - на ручной досмотр.
Процедура уже известная: водитель открывает все дверцы, опускает стекла, парень-контролер спрашивает, если ли в салоне оружие, патроны, запрещенные препараты. Сумки с личными вещами прогоняем через ленту сканера, а сами проходим через рамку металлоискателя. Фотокорреспондент Владимир Аносов прошел ее трижды, пока не догадался снять часы и вытряхнуть из кармана всю звонкую мелочь. И все равно детектор среагировал - оказалось, уже на разъемную молнию в куртке.
Выходим снова на улицу, к этому моменту автомобиль тщательно обследовали: пространство под капотом, багажник, сиденья, бардачки. Все.
- А что происходит с владельцами машин с гибридными установками? - спрашиваю у контролера.
На Крымскому мосту закрыли проезд для гибридных машин и электромобилей- С сегодняшнего дня разворачиваем обратно.
- И много таких?
- Достаточно, - твердо отвечает он. - И сотрудники ГИБДД уже выписали первые штрафы по 1500 рублей, так как некоторые все равно пытаются проскочить, скрыв категорию своего автомобиля, замаскироваться.
Если со стороны Тамани ручной осмотр занял пять минут, то со стороны Крыма все 50. Кто-то возвращается с отдыха, кто-то с работы. Колонна автомобилей на глазах прирастает "хвостом", но, к счастью, не слишком длинным - к площадке мы добрались за двадцать минут, где на обочине автомобилистов встречал сотрудник с зажатой пачкой анкет. На узкой полоске бланка нужно вписать марку машины, модель, госзнак, дату и время проезда, и самое главное - категорию: гибридное авто, электромобиль либо не то и не другое. В соцсетях уже прокатилась волна возмущения по поводу данного нововведения, которое, по мнению людей, лишь увеличит пробки в час пик. На деле все не так страшно - существенным образом на ожидание оно никак не влияет, а шариковую ручку, у кого она не под рукой, предоставляют на месте. На заполнение уходит не больше минуты.
- Если сомневаюсь в характеристиках машины (гибридных моделей то много), то просто прошу показать паспорт транспортного средства, там уже все четко и предельно понятно, - добавляет в разговоре контролер на пункте досмотра со стороны Керчи.
Запрет на передвижение электромобилей по Крымскому мосту власти объяснили рекомендациями силовых и правоохранительных структур для обеспечения безопасности. Дело в том, что при досмотре даже с использованием современных программно-аппаратных комплексов зарядные устройства таких типов машин невозможно со стопроцентной гарантией идентифицировать как батареи. Корреспондент "РГ" поговорила с военным экспертом, майором ГРАУ МО в отставке, у которого за плечами большой опыт в сфере взрывчатых материалов, он пояснил, почему в тяговых батареях сложно обнаружить инородные опасные включения.
- Часть батареи действительно можно начинить взрывчатыми веществами, и рентген-сканер их не идентифицирует, в особенности когда речь идет об однородной массе, - поясняет он. - Нос служебной собаки тоже беспомощен, если террористы действовали аккуратно и тщательно скрыли следы, например, прошли швы корпуса аккумулятора холодной сваркой, заклеили эпоксидной смолой. Самый надежный способ проверки - это вскрыть батарею, но на это владелец машины точно не согласится, да и не факт, что внутри будет обнаружено что-то запрещенное, поэтому введенная мера безопасности, считаю, весьма правильная и эффективная.
В соцсетях многие пользователи приняли решение об ограничении на мосту адекватно и принялись штудировать схему обходного маршрута. Те же, для кого запрет совпал с поездкой, оказались более эмоциональными. Известны случаи попыток отправить гибридный автомобиль на пароме. Фокус не прошел - все безрезультатно. Между прочим, таким владельцам электромобилей и гибридов тоже выписывают штрафы по статье 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги". А это не менее 1,5 тысячи рублей.