До последнего жители кыргызской столицы гадали: точно ли Михалков посетит Бишкек? Будет ли играть он сам? И такое нетерпеливое ожидание вполне оправдано. Событий, аналогичных анонсируемому показу спектакля "12", известного по одноименному фильму, да еще и с участием самого мастера в Кыргызстане не было непростительно давно.
И вот день премьеры на большой сцене Государственного национального русского театра драмы имени Чынгыза Айтматова. К слову, недавно отремонтированный главный зал этого храма Мельпомены открыли только на три дня - специально для показа "12" и "Сказки о потерянном времени" - еще одного спектакля от театра Михалкова. Ценители искусства и почитатели творчества мастера начали собираться у подмостков задолго до начала действа. Дипломаты, студенты, представители бизнес-структур, дамы почтенного возраста, светские львицы - каждый стремился воспользоваться уникальной возможностью прикоснуться к гению Михалкова.
То, что постановка по-настоящему гениальна, всем стало понятно буквально с первых минут. Михалков как режиссер-постановщик, актерский состав и вся команда спектакля устроили зрителям невероятные эмоциональные качели. История, рассказанная теперь уже и на сцене театра имени Чынгыза Айтматова, о том, как двенадцать присяжных решали судьбу чеченского юноши, обвиняемого в убийстве отчима - российского офицера, превратилась в руках режиссера и артистов в скальпель, которым они шаг за шагом снимали слои с души каждого, кому повезло оказаться в зале.
Постановка в формате "спектакль-размышление" вобрала в себя по-настоящему философские, даже религиозные вопросы. Что есть закон? А справедливость и милосердие? Что важнее?
Но, пожалуй, главное, что показала режиссерская задумка и игра актеров: каждый из нас смотрит на мир через призму своих страхов, боли или, наоборот, радости и восхищения. Никто из нас не может быть до конца объективен, и бремя судьи чужой судьбы, которое современный человек так легко на себя принимает, - на самом-то деле очень страшная, непосильная роль.
Зал плакал и смеялся. Зритель замирал от удивления, недоумения, даже потрясения. Негодование сменялось сочувствием. Равнодушным история не оставила никого. И, наверное, многие мысленно оказывались на сцене - на месте то присяжных, то мальчишки-обвиняемого. "Помогали" в этом невиданные доселе на отечественных театральных подмостках спецэффекты и приемы.
"Браво! Спасибо!", - кричали и рукоплескали бишкекчане и гости столицы после спектакля.
- Меня очень вдохновила реакция публики, - сказал позже на пресс-конференции Никита Михалков. - Здешний зритель - замечательный, причем с гипертрофированным темпераментом, что было очень удивительно и приятно. Слушали по-настоящему и глубоко. Те вопросы, которые поднимаются в спектакле, - о справедливости, чести, сострадании, милосердии, - актуальны независимо от границ для тех, кто ищет правды, не боится ее говорить и не боится ее слышать.
Кстати
По словам директора Государственного национального русского театра драмы имени Чынгыза Айтматова Сергея Бардакова, Кыргызстан стал первой страной Центральной Азии, которую посетила "Мастерская "12" во главе с Никитой Михалковым. Гастроли стали возможными благодаря проведению Дней культуры России в Кыргызстане.
Накануне спектакля Никита Михалков встретился с главой правительства Кыргызстана Адылбеком Касымалиевым. Председатель кабинета министров республики отметил значительный вклад российского режиссера в развитие мирового кинематографа и, поздравив с 80-летним юбилеем, пожелал ему крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и дальнейших творческих успехов во имя развития культуры и укрепления братских отношений между двумя странами. Касымалиев вручил Михалкову государственную награду КР - орден "Достук" ("Дружба").
- Хочу поблагодарить руководство республики и всю эту замечательную страну за доверие и врученную награду, - заявил Михалков. - И всех тех, кто причастен к возможности сыграть спектакль в рамках зарубежного направления программы "Большие гастроли".