05.11.2025 16:08
Культура

Чему будут обучать офицеров протокола

Текст:  Елена Новоселова
17 ноября 2025 года стартует уникальная образовательная программа для специалистов по деловому протоколу. Лучшие студенты пройдут стажировку на Петербургском международном экономическом форуме и других крупных площадках страны, получат диплом "Офицер протокола". Что это за профессия и какими деловыми и психологическими качествами должен обладать специалист, "РГ" рассказала основатель Национальной академии этикета и протокола InterProtocol, в прошлом заместитель шефа протокола президента России Надежда Серякова.
/ Источник фото Академия "Интерпротокол"
Читать на сайте RG.RU

- Надежда Александровна, согласитесь, необычное для штатского человека название профессии - "офицер протокола"?

Надежда Серякова: А как раньше нас называли? Протокольщик - звучит как погонщик, дрессировщик, барабанщик. Иногда люди путались и говорили "протоколист", но это человек, который только пишет протоколы. Поэтому мы решили изменить название профессии и тем самым придать ей заслуженной весомости. Вручим дипломы офицеров также тем людям, которые уже работают в службах протокола и прошли переобучение. И будем воспитывать новую плеяду профессионалов, для которых не пустые слова "долг, порядок, ответственность". Слово "офицер", кстати, происходит от французского "officier", которое и означает "должность, служба, обязанность".

- Что должен знать и уметь офицер протокола?

Надежда Серякова: Быть в курсе основ дипломатии, знать правила старшинства, титулы и формы обращения, церемониальные процедуры. Уметь планировать встречи, визиты, переговоры. Очень важна и координация с различными службами, со СМИ, с логистикой и безопасностью. Нужно знать и законодательство, например, нюансы визовой поддержки, таможенных процедур для ВИПов. Может оказаться, что приехал гость, а его задержали где-нибудь на границе или у него потерялся чемодан. Офицер протокола держит в голове все и умеет найти тысячи ответов на тысячи вопросов.

- Человек, связавший себя со службой протокола, наверное, перфекционист? Все по полочкам, вовремя, ни шагу в импровизацию?

Надежда Серякова: Я бы назвала этот навык перфекционистским мышлением или стремлением быть совершенным во всем. Офицер протокола всегда на шаг впереди руководителя - президента, губернатора, мэра, руководителя компании. Он знает заранее абсолютно все, что будет происходить на площадке, с кем будет встречаться его шеф, какие итоги этой встречи желательны. Все-все нюансы: где кто должен стоять, где располагаются атрибуты встречи, в том числе флаги. Он умеет быть номером один и невидимым одновременно. Он должен быть не просто обучен, но еще и воспитан.

- Чувство долга нужно воспитывать, согласна…

Надежда Серякова: Это первое, что нам хотелось бы вложить в будущих сотрудников протокола: долг, а не просто обязанность. Когда человек принимает на себя функцию первого, идущего впереди своего руководителя, у него нет возможности свернуть или вильнуть, сказать: "А я этого не знал". Офицер протокола должен быть абсолютно честным, чистым и терпеливым, чтобы не подвести тех, кто идет за ним. И патриотом в самом высоком и полном понимании. Нет возможности рассуждать, "мне нравится или не нравится". Мы должны принимать как данность позицию своего руководства или уходить.

Все должно быть упорядочено, расставлено по местам... Почему это так важно? Потому что вторая сторона, наши визави, знают точно, "как должно быть". Если руководитель не соблюдает каких-то правил, установок, порядка, то это означает, что не сложатся отношения, не состоятся переговоры или не будет того результата, который был нужен. Нужно, чтобы рядом был кто-то, кто бы точно знал, "как должно быть", смог вовремя предоставить справки о людях и месте встречи, сделать какие-то подсказки по предварительным договоренностям. За все это отвечает офицер протокола, чтобы освободить "босса" для самих переговоров.

/ Академия "Интерпротокол"

- У офицера протокола наверняка есть этический кодекс. Что он ни в коем случае не должен делать?

Надежда Серякова: Категорически неприемлемо, чтобы сотрудник протокола неуважительно относился к гостям или к принимающей стороне, у него нет возможности как-то противопоставить собственное мнение или решение правилам.

- А какие последствия могут наступить из-за ошибок протокола? Есть примеры из вашей практики?

Надежда Серякова: Весьма серьезные, вплоть до дипломатических скандалов, нот протеста… Не говорю уже о плохих отношениях с коллегами по цеху. Много нюансов нужно знать, понимать и чувствовать.

- Люди с какими психологическими качествами добиваются успехов в вашей профессии?

Надежда Серякова: Те, кто, помимо профессионализма, владеет гибкими навыками общения, умением понимать невербальные знаки коммуникации, считывать мимику и жесты, выходить из всевозможных конфликтных ситуаций. Стрессоустойчивость - тоже важное качество, потому что работа у офицера протокола очень напряженная - 24 на 7. Заявить, что "у меня обед", он не может. А еще подтянутость, внешний вид, дресс-код.

- Известна поговорка: "Точность - вежливость королей". Как протокол реагирует на опоздание коллег?

Надежда Серякова: Мы знаем, что существуют так называемые полихронные страны, например Индия или арабские страны. Для них нет проблем сместить встречу, начать ее чуть позже. Если мы приехали вовремя, а наших партнеров нет, задача протокола - организовать пространство, чтобы руководитель не стоял у порога и не скучал. Высший пилотаж - сделать так, чтобы не было люфта во времени.

- Надежда Александровна, наверняка замечаете проколы протокола разных стран. Поделитесь с читателями, пожалуйста.

Надежда Серякова: В нашем цеху не принято критиковать, но когда мы проводим обучение, обязательно показываем кадры ошибок. Все мы помним, как на недавней встрече двух президентов наш флаг был вывешен вверх ногами. И дальше вопрос: кто виноват? Я убеждена, что даже если коллеги ошиблись, с нашей стороны всегда есть профессионалы, которые должны в последний момент отследить, правильно ли висит флаг.

Я собираю видео различных международных встреч. Есть моменты, которые не бросаются в глаза обывателям, а профессионалы видят сразу, если что-то не так. В дресс-кодах бывают разночтения. Когда встреча на высшем уровне, это обязательно костюм, рубашка, галстук, черные носки, ботинки. И вот идет встреча нашего президента и премьер-министра Таиланда, на котором… розовые носки. Потом выясняется, что в стране по определенным дням недели допустимы разные цветовые гаммы. С точки зрения международных правил, это ошибка дресс-кода, но, если исходить из культуры Таиланда, допустимо.

Но когда представитель российских госструктур выходит на сцену международного форума в красных носках - это точно нарушение.

Культура