Полевой пункт управления оператора БПЛА 123-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады тщательно замаскирован. Блиндаж практически не отличить от местности.
"Маскировка - залог жизни. Для противника мы одна из приоритетных целей. Если враг сможет обнаружить нашу "точку", то он начинает работать по ней из всех видов оружия - от дронов-камикадзе до реактивных установок. Здесь мы подготавливаем к боевой работе "Молнии" - это FPV-дрон, но самолетного типа. Программируем рабочие частоты и заряжаем боевую часть. В зависимости от задачи ставим соответствующие боеприпасы. Например, кумулятивные - для поражения бронетехники; осколочно-фугасные - против живой силы противника и систем усиления радиосигнала; термобарические - для блиндажей и укрытий", - рассказывает командир расчета с позывным Бах.
Действительно, конструкция беспилотника "Молния" проста и эффективна. Две алюминиевые трубы - это основа фюзеляжа и два крыла. В зависимости от модели оператор ставит один или два мотора. Собирается БПЛА за считаные минуты, как детский конструктор. Фактически даже инструкция не нужна. Стрелочками указано, что и куда крепить.
Крыло уже не на деревянном, как раньше, а на металлическом каркасе с полимерной обшивкой. Киль из фанеры. На борту установлены своя камера, полетный контроллер с автопилотом и два мощных аккумулятора. Оператор управляет аппаратом через специальные очки.
"Этот дрон может нести боезаряд весом от трех до десяти килограммов. Из-за большой дальности полета в основном применяем "Молнию" по тыловым объектам, складам, ну и по технике. Недавно поразили цель на дистанции 55 километров. На территории газораспределительной станции противник разместил склад боеприпасов и пункт сбора личного состава. Теперь там никого и ничего нет. "Молния" точно ударила в цель", - поделился особенностями работы на данном типе БПЛА командир расчета.
Снарядив ударный дрон боевой частью и загрузив программное обеспечение, расчет выходит из своего укрытия к месту запуска - оно тоже тщательно замаскировано. Фюзеляж с боеприпасом устанавливается на направляющие для запуска, крылья присоединяются тут же. Проверка всех систем, запуск мотора, и "птица", снаряженная несколькими килограммами взрывчатки, устремляется к своей цели - пункту временной дислокации ВСУ.
Оператор сидит в очках и с джойстиком в руках. Картинка с беспилотника передается ему и на пульт командира. На экране видна сплошная рябь и доносится треск эфира, однако пилот спокоен.
На экране удалось разглядеть крыши домов, деревья и автомобили. После чего картинка пропала. Объективный контроль показал, что "Молния" ударила точно по назначению, так как последовала вторичная детонация.
Следует отметить, что БПЛА работают в тесном контакте с артиллеристами бригады. Каждого оператора пушкари знают по позывным, а некоторые приезжают знакомиться лично и поблагодарить за боевую работу. Ведь именно с этих "птичек" они получают данные для артиллерийских ударов.
Именно взаимодействие родов и видов войск обеспечивает уверенное продвижение к Северску подразделений 123-й гвардейской мотострелковой бригады.
"Если противник в ближайшее время не уйдет из города, то весь гарнизон Северской агломерации, а это несколько тысяч человек, окажется в котле", - поделился своим мнением один из военнослужащих.