Набивший оскомину прием "театра в театре" заменяет студия звукозаписи, куда и приходят герои - на работу, чтобы записать ту самую оперу "Вольный стрелок". Таким простым, но реальным ходом романтический пафос двухсотлетней выдержки (мировая премьера оперы состоялась в Берлине под руководством автора весной 1821 года) обрел черты современных общественных нравов. В противном случае сказка о том, как молодой егерь Макс был влюблен в дочь лесничего Агату, выглядела бы совсем абстрактной: чтобы получить право на женитьбу, ему нужно выиграть стрелковое состязание с коварным егерем Каспаром, продавшем душу демону Самиэлю. Ведь Карл Мария фон Вебер и его либреттист Фридрих Кинд объединили элементы хоррора и народной сказки, чтобы создать пугающую, наполненную призраками стилизацию.
Музыку к разговорным сценам написал Олег Гудачев по заказу пермского театра. Диалоги, а эта опера создана по принципу зингшпиля, как и "Волшебная флейта" Моцарта, тоже переписали, превратив их в русскоязычные скетчи. "Я твой настоящий друг, я помогу тебе отлить... (пауза) эти волшебные пули". Так провокативно шутит жестокий Каспар.
Впрочем, есть и удачные шутки, на которые живо реагирует зал: Реплики типа "А почему мы поем по-немецки, а говорим по-русски?" или "Пошли облака, не задавите солистку" вызывают умиление. Но постепенно становится очевидно: всякое проявление чистого романического чувства авторы спектакля считают анахронизмом. Так, идеал романтического образа - трепетную Агату (Алина Отяковская, ее сопрано - точный инструмент для выражения бурных эмоций героини) стервозная подружка Энхен (Ирина Байкова) наряжает в клоунессу с красными щеками (художник по костюмам Мария Доронина). Или, когда падает портрет дедушки, с него смотрит Паваротти с сигарой... И в итоге постановщикам все же не удается избежать искушения поиграть в театр старинный и почти современный.
Самый харизматичный персонаж - дьявол Самиэль (без пения). Он же рок-звезда и звукорежиссер в студии, где колдуют над записью "Вольного стрелка" (Тимофей Дроздов). Прекрасен и обаятелен злодей Каспар Гарри Агаджаняна, он мастерски переходит от глубоких угрожающих нот к пронзительным крикам отчаяния. В иных образах не хватает щепотки загадочности и магнетизма. Вообще, попытка прикоснуться к сверхъестественному оборачивается простой бытовухой - обычной, банальной повседневностью. А ведь композитор хотел как раз обратного эффекта и подводил их к тонкой грани "романтического умопомешательства".
К тому же вокальные партии и в техническом, и в стилистическом плане солистам даются с значительными допущениями в качестве. Безусловно, роль Макса - центрального персонажа, который поет практически на протяжении всей оперы, требует невероятно выносливого голосового аппарата и относится к галерее самых трудных теноровых героев. И Борису Рудаку приходится тяжко: вопреки очевидным стараниям певца партия ему фактически не поддалась.
Дирижер Петр Белякин с большим энтузиазмом и проницательностью руководит музицированием, передавая и экспрессию демонических сцен, и меланхолическую идиллию романтических эпизодов, нивелируя некоторую легкую лапидарность режиссерских поисков. А главное, он четко прорисовывает траекторию музыкального путешествия "Вольного стрелка", что тянется как и назад к Моцарту, так и вперед к Вагнеру. И пытается приоткрыть тайны игр человеческого разума.
Постановщика спектакля Антона Федорова явно манят многослойный символизм и условность оперного театра. Но своего фирменного почерка в дебюте он не обнаружил, оставив в победителях композитора. А между тем и ныне зло не оставило попыток терзать человечество. И не только в сумрачном немецком лесу, но и рядом с нами, в повседневной жизни...
6 и 8 ноября Пермская опера в Москве, в Зале Чайковского представит в концертных версиях "Риголетто" Верди и "Паяцы" Леонкавалло.