Каждый день утром десятилетняя Таисия выходит из дома с огромным рюкзаком за спиной. Школа находится в соседнем поселке Горный, и до нее четыре километра. Занятия начинаются в 8:15, но на первый урок девочка опаздывает из-за того, что электричка идет лишь через полчаса после начала уроков. Вечером Тая возвращается домой пешком. Но уже в темноте. Ее путь - вдоль федеральной трассы М4 без тротуаров, где машины на огромной скорости объезжают ремонтные пробки. Мимо проносятся фуры, легковушки срезают по обочине, за лесополосой гремят эшелоны.
В апреле этого года в Рябиновке уволился водитель школьного автобуса. С тех пор исправная машина стоит в гараже, а дети ходят пешком. Их в Рябиновке без малого двадцать. Среди них есть и первоклашки, и те, кто постарше. У многих отцы участвуют в СВО, а некоторые ребята - из семей погибших воинов.
По словам родителей, они не раз поднимали вопрос перед руководством школы. Директор проблему не скрывает, но и решения не предлагает.
Виктория Рооз - мать одиннадцатилетней дочери, военнослужащая, которая работает поваром на СВО и порою месяцами не бывает дома. В про- блеме с автобусом она решила разобраться сама. На родительском собрании задала прямые вопросы: какие меры предпринимались, чтобы дети не ходили вечером по трассе? Куда обращались? Был ли запрос в центр занятости? Размещались ли объявления о вакансии?
- Директор ответила уклончиво. Я уточнила: "Вы в центр занятости обращались?" Она промолчала. На вопрос, писали ли они в местную группу в соцсетях, сначала сказала, что да, а другая мама сразу возразила: "Вы ничего не писали, мы отслеживаем, ни одного объявления о поиске водителя не было", - рассказала нам Виктория.
Ее девочку иногда встречает из школы бабушка, которой 72 года. Она больна и не всегда находит силы пройти восемь километров туда и обратно, чтобы встретить внучку. По словам родителей, сразу после этого собрания в местной группе появилось объявление о поиске водителя. То есть реакция пошла только после давления с их стороны. Но дальше снова ничего. Более того, матерям посоветовали "собраться и поискать водителя самим" или "поговорить с бывшим водителем". Вопрос, почему мамы и папы должны выполнять функции администрации школы, повис в воздухе.
На очередном собрании родителям предложили "решение": перенести начало занятий в школе на девять часов, чтобы дети не опаздывали. Но тогда уроки будут заканчиваться позже.
- Обратно электричка идет только в 16:30. А если ребенок задержался в школе и не успел на поезд? - возмущается Наталья Бабак, мать Таисии и вдова военнослужащего, погибшего в 2023 году.
Предложение переложить ответственность за безопасность детей на самих малышей и их родителей выглядит абсурдно.
- Мы все лето ждали, надеялись, что вопрос с автобусом решится. У директора была возможность заняться этим, предложить решения, найти водителя, обратиться к администрации. Но ничего не сделано, - говорит Наталья. - Нам говорят: "Не жалуйтесь". Но мы будем жаловаться. Это жизнь и безопасность наших детей!
Мы попытались связаться с директором школы, но она не берет ни один из телефонов - ни личный, ни рабочий.
В областном министерстве образования, по сути, постарались дистанцироваться от ситуации. На запрос "РГ" там ответили, что организация подвоза школьников находится в ведении учредителя школы - районного управления образования. Видимо, только муниципалитет должен решать проблему.
В администрации Красносулинского района заявили, что ищут варианты, в том числе рассматривают фрахтование автобуса. Однако договориться пока не удалось: транспортные компании отказываются работать, поскольку маршрут слишком дальний и экономически невыгодный. А водители с необходимой категорией и опытом предпочитают трудоустраиваться туда, где заработная плата выше.
Парадокс и горечь в том, что, будь возможность увеличить зарплату хотя бы на 10 - 15 тысяч рублей, водители, вероятнее всего, нашлись бы. Но взрослые, уважаемые руководители на разных уровнях никак не могут изыскать эти средства, и дети вынуждены ежедневно идти в школу пешком по трассе, рискуя здоровьем и жизнью.
Для Ростовской области ситуация не нова. Местные СМИ регулярно сообщают: в Батайске школьники не помещаются в переполненные автобусы, учащимся одного из микрорайонов Левенцовки приходится добираться на занятия по разбитым проселкам через пустырь и так далее. Но такого, как в Рябиновке, кажется, еще не было.
На момент подготовки публикации автобус так и не появился. Ответственные должностные лица разводят руками. Дети продолжают ходить пешком. А впереди - короткий световой день, морозы и гололед...