Желающих прогуляться с гидом на ночь глядя хватает: кому-то нужен экстрим, а кто-то действительно желает узнать и понять Тюмень. В зябкий осенний вечер к любопытным присоединился корреспондент "РГ". Мы уже ездили с Павлом Сергеевичем искать зубы доисторических акул, рассуждали про важность энтомологии в жизни школьников, посещали музей русских пород лошадей, но разговоры про полтергейст в известных с юности локациях нам в новинку.
- У меня больше сотни книг о непознанных явлениях, а сколько журналов - даже не сосчитать. Собираю истории про привидения, но только от свидетелей или в виде оригинальных письменных источников. "А вот бабушка говорила" - не мой случай. А вы в курсе, что в Тюмени пять зданий с привидениями? - спрашивает Ситников, подсвечивая фонариком альбом с фотографиями.
- Откуда?
- В общем, попал я в мастерскую по реставрации икон в бывшем музее ИЗО, где услышал историю от первого лица. Однажды реставратор, допоздна задержавшись, пошла сдавать ключи и видит: по лестнице спускается женщина среднего роста в бледно-зеленой одежде, лицо скрыто чем-то вроде фаты… Ну классическое привидение! Сошло по ступенькам и растворилось, - загадочно улыбается гид.
- А специалист, стало быть, пришла домой седая, - смеется группа.
- Отнюдь. Почему не испугалась? Ее однокашники не раз наблюдали "зеленую гостью". А потом к "Ночи музеев" сшили подобный наряд, дабы народ интриговать.
Кто же эта дама? У Ситникова версия: район, где стоял музей ИЗО, раньше назывался "Потаскуй" - место коварное, с публичными домами и темными переулками. Вдруг "зеленая" тут обитала да плохо закончила? Где жуткий конец, там и призраки…
А вот здание-куб госархива социально-политической истории. В его комнатах краевед и писатель Александр Петрушин нашел рапорт 20-х годов XX века от военнослужащего, в котором тот объяснял, почему стрелял в привидение на территории Троицкого монастыря… Подобные документальные свидетельства необычных явлений крайне редки, тюменское - одно из них.
А как же купец и городской голова Андрей Текутьев, экскурсия ведь названа в его честь? Ситников подводит к Спасской церкви, величавому образцу сибирского барокко, его северный придел построен на текутьевские средства. Торговец завещал похоронить его с супругой именно тут… Пять лет назад при реставрации объекта строители наткнулись на человеческие останки. Антропологическая экспертиза в Институте этнологии и антропологии РАН установила, что они принадлежат Андрею Ивановичу. Скорее всего, изначально он покоился не здесь, в церковь его прах перенесли, когда богоборчество в стране сошло на нет. В разное время храм становился то пересыльным пунктом для врагов народа и верующих, то библиотекой, то музейным филиалом… Музейщики вечерами содрогались от шагов по пустой винтовой лестнице. Может, городской голова бродил? При жизни он прикипел к этому месту. А может, то души сгинувших арестантов, которых в этих стенах держали сутки напролет?
И вдруг участники прогулки поняли, что ходят по огромному, погребенному под новой Тюменью… погосту. Сейчас Текутьевский некрополь в центре города огорожен улицами Республики, Холодильной, Малыгина и технопарком, но он намного больше, только застроен и замощен. Под памятником борцам революции на бывшей Полицейской площади у госуниверситета - с 1918 года братская могила красноармейцев. Наискосок - библиотечный центр университета, в 30-е годы - контора тюменского НКВД, где расстреливали зачастую невинных людей. Тот же Петрушин выяснил: в 37-м году Москва спустила в Тюмень план выявить 90 врагов народа, выявили… 900. Слышат ли в бывшем здании НКВД непонятные звуки? Говорят, да. И сама некогда величавая Тура до середины прошлого века отобрала у города аж три улицы: размыла землю, а там кладбище…
Так город-сказка, город-мечта - наша Тюмень? Не спорим. Но и город-призрак, в прошлом которого интересно разбираться.