В последние 20 лет при строительстве крупных торговых комплексов даже в центре города применялись жесткие требования по обеспечению парковочными местами. Практически у всех таких объектов есть подземный паркинг. И сейчас оставить там автомобиль на три часа стоит примерно в 2-4 раза дешевле, чем стоимость городской парковки на это же время по новым тарифам.
И тут важно посмотреть, как работают управляющие компании. Гибкая политика в отношении стоимости парковки, зависящая от времени пребывания или суммы покупок, способна не только нивелировать проблему роста цен на городские машино-места, но и лечь в основу успешной маркетинговой кампании по привлечению трафика в ТЦ. Однако практически у всех торговых объектов, которые расположены в исторических зданиях в центре, парковок нет и их в сумме значительно больше, чем торговых центров с собственными паркингами. Речь идет не только о ТЦ, но и об объектах с собственной торговлей, таких как "Большой Гостиный Двор", о крупных специализированных магазинах вроде "Дома Книги".
С одной стороны, многие из них расположены у станций метро и на устойчивых пешеходных потоках, но с другой - высокая стоимость городской парковки может привести к снижению среднего чека примерно в 1,5 раза. По статистике более высокий средний чек у клиентов на личном автомобиле: обычно они планируют сделать крупные покупки, а везти коробки и большие пакеты в троллейбусе или метро неудобно. В этом случае можно предложить продумать организацию собственных парковочных зон на прилегающих территориях, например во внутренних дворах. А также проработать программу специальных цен на парковках в непосредственной близости от магазина. Иначе дорогие парковки станут очередным ограничением для традиционной торговли в ее конкуренции с маркетплейсами.
Стоит учитывать, что вместе с новыми ценами на парковки потенциально вырастет и пешеходный трафик. Однако в главных торговых коридорах Петербурга тротуары и так "работают" на максимуме.
Чтобы избежать коллапса и сделать пешеходные зоны экономически эффективными и удобными для людей, наиболее перспективной видится работа с планированием и распределением потоков трафика (как пешеходного, так и автомобильного), а также комплексная, постоянно действующая программа поддержки предприятий потребительского рынка в масштабе города. Это создаст естественную, органическую заинтересованность в пеших маршрутах по центру как у туристов, так и у жителей Петербурга. А также поддержит серьезные изменения в торговых центрах, которые уже сейчас приобретают торгово-общественную функцию. Без господдержки такие качественные трансформации центров притяжения реализовать сложно. Мы готовы к координации совместной работы властей и бизнеса в данном направлении.