06.11.2025 16:32
Авто

В России появился рейтинг регионов по безопасности дорожного движения

Текст:  Владимир Баршев
В этом году лишь два региона региона сумели занять достойные позиции в рейтинге по безопасности дорог. Ими стали Чеченская республика и Ямало-Ненецкий автономный округ. Почему в списке нет Москвы и Санкт-Петербурга? У них все плохо? И как вообще формируется этот рейтинг, рассказали эксперты.
/ Алексей Мальгавко/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Такой рейтинг составляется еще с 2023 года. Он позволяет комплексно оценивать уровень безопасности дорожного движения в субъектах России с учетом показателей аварийности и смертности, социального и транспортного рисков, а также ряда влияющих факторов: объема финансирования дорожного хозяйства, обеспеченности медработниками, плотности размещения комплексов фотовидеофиксации и автомобилей и прочего.

Среди ключевых нововведений проекта в 2025 году - параметр плотности трафика (количество автомобилей на 1 километр дорог), а также группировка регионов по коэффициенту Энгеля, характеризующему степень развитости дорожной сети в каждом субъекте РФ.

"Рейтинг показывает, где выше аварийность и как она меняется, что позволяет отслеживать динамику в каждом субъекте. На его основе можно сопоставить набор мероприятий и мер, которые реализуются в регионах, и выявить наиболее оптимальный. Мы полагаем, что в дальнейшем МВД и Минтранс учтут результаты рейтинга для дальнейшей работы совместно с регионами в части проработки конкретных адресных решений для снижения аварийности", - отметила председатель Общественного совета при минтрансе России, первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Татьяна Горовая.

Штраф и арест: в ГИБДД напомнили, что грозит за отказ снять обложку с прав

Рейтинг разделяет регионы России по четырем уровням безопасности дорожного движения: передовой, высокий, средний и низкий. По итогам 2023 года в передовую группу вошли 6 регионов, в высокую - 29, в среднюю - 39 и 6 - в низкую.

В рейтинге 2024 года лидерами по уровню безопасности дорожного движения стали: Чеченская Республика, Республика Коми, Калининградская область, Ямало-Ненецкий АО и Томская область. В обновленном варианте произошли изменения, и лишь Чечня и ЯНАО сумели сохранить свои позиции.

Республика Коми, ранее занимавшая 2-е место, опустилась на 9-ю строчку, уступив свое место Мурманской области, которая значительно улучшила результаты в 2024 году - с 17-го места поднялась на 15 позиций рейтинга.

Ханты-Мансийский АО - Югра по итогам 2024 года вошел в тройку лидеров, заняв 3-е место и подвинув Калининградскую область на 5-е место.

На другом полюсе рейтинга регионы с наиболее сложной ситуацией. Особую обеспокоенность вызывает существенное увеличение числа регионов с низким уровнем безопасности. Если по итогам 2023 года их было всего 6, то в 2024-м уже 36 субъектов. При этом тройка антилидеров не изменилась: Забайкальский край, Республика Калмыкия и Республика Тыва.

"В 2023 году абсолютным лидером безопасности на дорогах стала Чеченская Республика, а второе место занимала Республика Коми. В 2024 году Чечня также сохраняет лидерство, а на втором месте идет Мурманская область. В аутсайдерах с 74-го места идут Республика Ингушетия, Ленинградская область, Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Калмыкия и Тыва", - рассказал руководитель проектного офиса по транспорту Союза российских городов Илья Зотов.

В анализ по-прежнему не вошли города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, поскольку уровень безопасности там традиционно выше из-за более низких скоростей движения. Кроме того, из рейтинга исключены регионы с недостаточным объемом данных: Чукотский и Ненецкий автономные округа, а также ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области.

Суд указал, какие видеокамеры могут считаться средством фиксации нарушений

"Мы построили рейтинг на трех ключевых метриках - уровне транспортного риска, социального риска и тяжести последствий ДТП - взвесили их по определенной методике и присвоили регионам ранги. Ценность этого подхода в сравнении: если в среднем по стране показатели ухудшились, а в конкретном регионе остались на прежнем уровне, его позиция в рейтинге поднимется и наоборот", - поделился разработчик методологии Николай Залесский.

Рейтинг составляется на основе официальных данных Росстата, Научного центра безопасности дорожного движения МВД России и Госавтоинспекции. Его задача - дать регионам объективный и независимый инструмент для оценки текущей ситуации и планирования мер по повышению безопасности на дорогах.

ПДД Чеченская Республика ЯНАО Республика Коми Калининградская область Томская область Мурманская область ХМАО Забайкальский край Тыва Калмыкия Карачаево-Черкесия Ингушетия Ленинградская область Республика Алтай