Изначально планировалось получить в 2025 году с нефти и газа 10,9 трлн руб., но с учетом новых экономических условий прогноз был скорректирован до 8,65 трлн руб. Сейчас собрано почти 7,5 трлн руб. В оставшиеся два месяца осталось получить 1,15 трлн руб. (по 557,5 млрд руб. в месяц). Это будут выплаты за октябрь, которые производятся в ноябре и за ноябрь - в декабре. Выплаты за декабрь - в январе относятся уже к следующему финансовому году.
По итогам десяти месяцев казна получила от нефтегазовых компаний на 21,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. При этом поступления в октябре (888,6 млрд руб.) оказались на 53% выше, чем в сентябре. Росту нефтегазовых доходов в октябре есть простое объяснение, нефтяные компании выплачивали по итогам третьего квартала налог на дополнительный доход (НДД). Он увеличил итоговый результат на 327,8 млрд руб. Но в ноябре и декабре НДД не платится. А значит, рассчитывать придется на ежемесячные поступления с нефти и газа по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину с поставок газа за границу.
Газ сейчас ежемесячно приносит в казну менее 100 млрд руб. и никаких предпосылок для роста доходов с него нет. Остается нефть. И здесь все будет зависеть от котировок наших сортов, которые продаются на мировом рынке со скидкой, и курса рубля к доллару. Последнее важно, поскольку платится НДПИ в рублях с объемов добычи нефти, но ее цена определяется в долларах. То есть при равных котировках барреля, чем крепче рубль, тем меньше денег придет в бюджет из нефтянки.
Если нефтегазовые доходы в ноябре и декабре сохранятся на уровне октября (560,8 млрд руб. без НДД) или сентября (582,5 млрд руб.), то план по поступлениям из отрасли будет исполнен. Но цена нашей нефти немного снизилась. По данным Минэкономразвития, средний уровень цены нашей нефти Urals за сентябрь 2025 года - 56,82 долл. за баррель, за август было 57,55 долл. за баррель. В октябре же она составила 53,68 долл. за баррель. Для налоговых выплат используются котировки Urals и другого экспортного сорта ESPO (более дорогого, по данным ценового агентства Argus, его стоимость в октябре была около 59 долл. за баррель) с коэффициентом 0,78 и 0,22 соответственно.
Есть также риск дальнейшего снижения котировок из-за увеличения дисконта на нашу нефть после вступления в силу 21 ноября санкций США против двух крупнейших российских нефтяных компаний - "Роснефти" и ЛУКОЙЛа. Больше это коснется декабрьских котировок, но и последнюю треть ноября заденет. Кроме того, сохраняется опасность снижения экспорта нашей нефти из-за рестрикций США, что может отразиться на объемах добычи, а именно с них платятся налоги.
Что касается последнего, аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко замечает, что со стороны США предпринимаются попытки усиления давления на Китай и в особенности на Индию, принуждая их отказаться от российской нефти. Но пока эти события существенно не влияют на объемы экспортируемой нефти. Кроме того, Россия выполнила все обязательства по компенсации ранее недосокращенной нефти (когда Россия добывала больше своей квоты) в рамках сделки ОПЕК и теперь с ноября может добывать чуть более 9,5 млн баррелей в сутки. То есть не уменьшить, а увеличить добычу нефти. Хотя эксперт не исключает небольшого снижения экспорта и увеличения дисконта на российскую нефть.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов ожидает в ноябре ослабления рубля и допускает получения нефтегазовых доходов в объеме 600-750 млрд руб., а в декабре - 550-700 млрд руб. Эксперт уточняет, что вероятность такого сценария 50%, он возможен если не будет резкого падения стоимости Urals или нового всплеска цен на топливо в РФ.
По мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, по итогам года объем нефтегазовых доходов, скорее всего, составит менее 9 трлн руб., что близко к уровню 2023 года (8,8 трлн руб.).
Главный экономист "Ренессанс Капитала" Андрей Мелащенко уточняет, что Минфин ожидает недополучить порядка 48 млрд руб. базовых нефтегазовых доходов в ноябре. С учетом снижения средней стоимости нефти Urals в октябре и укрепления рубля по отношению к сентябрю (81 против 83 руб. за долл.), такой прогноз кажется вполне реалистичным. Эксперт считает, что по итогам 2025 года нефтегазовые доходы бюджета составят порядка 8,5-8,55 трлн руб.
По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, уровень 8,6 трлн руб. нефтегазовые доходы должны достигнуть. Он обращает внимание, что по итогам октября план по ним был перевыполнен. Всего на 4,4 млрд руб., но это означает, что мы получаем сколько ожидали, даже чуть больше.
Еще один позитивный фактор - рост доходов по НДД (который платится с финансовых результатов компаний) по сравнению с июлем (за второй квартал), когда мировая конъюнктура была лучше. При этом эксперт уточняет, что превысить уровень 2023 года (8,8 трлн руб.) едва ли получится. Есть шанс, что 2025 год может оказаться худшим по нефтегазовым доходам за весь период СВО, считает он.
Родионов отмечает, что в конце 2025 года цены на эталонный сорт Brent стабилизировались вблизи отметки в 65 долл. за баррель, а в 2026 году могут опуститься до 60 долл. в среднем по году. Санкции США будут влиять не столько на объемы экспорта нефти, сколько на дисконт Urals к Brent.
В дальнейшем всерьез поддержать нефтегазовые доходы можно только за счет сокращения дисконта нашей нефти к эталонным сортам, наращивания нефтедобычи и увеличения поставок газа в ЕС. Два из трех указанных фактора упираются в политические решения, а не экономику, то есть зависят от геополитики, подчеркивает эксперт.
Последнее означает, что в следующем году провала в поступлении в казну нефтегазовых доходов также не будет, если только не произойдет обвала нефтяных котировок или продолжится укрепление рубля. С другой стороны, рекордного прихода средств в бюджет из отрасли, как в 2022 и 2024 годах, также ждать не стоит.