В 2012 году Олег Меньшиков возглавил Московский драматический театр имени Марии Николаевны Ермоловой и превратил этот театр в один из самых ярких и современных в столице. В день рождения Олега Меньшикова "РГ" вспоминает его лучшие кинороли.
Костик Ромин в "Покровских воротах", 1982
Кто такой Костик Ромин? Главный герой фильма, историк-аспирант, любимый племянник Алисы Витальевны, довольно проблемный, но при этом безусловно очаровательный сосед по коммуналке… Для миллионов телезрителей Костик Ромин стал своего рода воплощением оттепели, как времени надежд, перемен и открытий. Но также этот образ всегда будет ассоциироваться и с самой Москвой - городом, о перестройке которого повзрослевший Ромин-Козаков так трогательно рассуждает в начале фильма.
Прототипом Костика в пьесе "Покровские ворота" стал сам драматург Леонид Зорин. На эту роль в экранизации пробовались сын режиссера Кирилл Козаков, Андрей Ургант, Валерий Сторожик, Николай Денисов, звезда фильма "Берегите женщин" Андрей Градов… Всего в списке "потенциальных" Костиков было около 20 молодых актеров, но все они по-разному понимали и воплощали этот образ.
Фамилию Меньшикова запомнила жена режиссера, Регина Быкова, случайно увидевшая юношу на телеэкране. Молодой актер записывал пробы с Татьяной Догилевой. Режиссер Михаил Козаков и оператор картины Николай Немоляев сразу поняли, что нашли идеального Костика - и именно неповторимая актерская манера, пластичность молодого Меньшикова задали картине легкий и трогательный тон.
Дмитрий Арсентьев в "Утомленных солнцем", 1994
В оскароносной драме Никиты Михалкова Меньшиков создал один из самых запоминающихся образов. Его герой, Митя, - воспитанник отца Маруси, жены комдива Котова, бывший белый эмигрант, ставший офицером НКВД. Он появляется в идиллической жизни семьи Котова с одной-единственной целью - разрушить ее и отомстить за давнюю обиду. Время действия первой части фильма - 1936 год, время до начала сталинских репрессий в высших эшелонах Красной Армии. Еще только намечается дело Тухачевского по организации военного антисталинского заговора…
Олег Меньшиков долго не соглашался на роль предателя Мити. У него получился эталонный злой гений, человек, разочарованный в жизни и вынужденный бороться за чуждые ему идеалы.
Андрей Толстой в "Сибирском цирюльнике", 1998
В фильме "Сибирский цирюльник" Олег Меньшиков сыграл юнкера Андрея Толстого - восторженного юношу, готового на безумства - ну буквально, простите, безумства! - ради любви. Сколько бы лет ни прошло, по-прежнему гениальна сцена исполнения арии из "Севильского цирюльника", в которой герой Меньшикова прерывает выступление и бросается на начальника училища, генерала Радлова, выхватив у музыканта смычок…
Эта роль была изначально написана под Олега Меньшикова, с которым Никита Сергеевич работал на съемках фильма "Родня". У молодого актера там был небольшой, но очень яркий эпизод - он играл немногословного Кирилла, сына Владимира Коновалова. Сценарий картины о молодом юнкере, русском дворянине, который влюбляется в американскую аферистку и из-за любви к ней попадает в ссылку, был готов уже в 1989 году.
Подготовка к съемкам "Сибирского цирюльника" заняла долгих десять лет… За это время Михалков успел снять "Утомленных солнцем" и получить за фильм "Оскар". На момент съемок Олегу Меньшикову уже было 38 лет. Михалков предложил ему сыграть юнкера Палиевского (эту роль в итоге получил Марат Башаров), но Меньшиков не захотел уступать. Ему пришлось долго и усердно готовиться к этой работе. И в итоге все получилось, а партнерами актера на площадке в этом фильме стали Ричард Харрис (изобретатель Дуглас МакКрекен) и Джулия Ормонд (она сыграла возлюбленную Толстого, Джейн).
Юрий Живаго в "Докторе Живаго", 2006
Сериал снят по роману Бориса Пастернака. Пока что это единственная русскоязычная экранизация бессмертной книги. В этой телеадаптации Олег Меньшиков исполнил роль Юрия Живаго - врача и поэта, попадающего в жернова революции и Гражданской войны.
Музыку для фильма написал композитор Эдуард Артемьев, а сценарий - Юрий Арабов. Премьеру картины неоднократно откладывали. Самой громкой и запоминающейся причиной такого рода решения стало… пиратство. Готовую картину похитили из монтажной, чтобы незаконно откопировать и распространить на дисках - тогда продюсеры решили сначала выпустить сериал на качественных DVD и только потом показать в телеэфире.
Александр Прошкин видел в главной роли исключительно Меньшикова. Бюджет картины составил 4 миллиона долларов, многосерийный проект задумывали с размахом - для главных героев сшили по 20 костюмов, соответствующих эпохе.
Анатолий Тарасов в "Легенде № 17", 2012
В последние годы Олег Меньшиков все чаще берется за более сложные роли. Его герои - это, как правило, люди, обремененные властью и авторитетом: полковник, затем генерал-майор Лебедев в "Притяжении" и "Вторжении", судья Михаил Романов в сериале "Ваша честь", негласный хозяин города Леонид Морозов в сериале "Прелесть"... Олег Евгеньевич, играя "больших начальников", всегда находит способы показать их человеческую, уязвимую сторону.
И кажется, что этот поворот начался в 2012 году. В фильме Николая Лебедева "Легенда № 17" Меньшиков сыграл тренера хоккейной сборной, Анатолия Владимировича Тарасова.
При внешнем несходстве с реальным Тарасовым актеру потребовалось буквально несколько сцен, чтобы зритель поверил, что перед ним величайший тренер, по-хорошему одержимый игрой. По отношению к спортсменам, безусловно, требовательный, жесткий, даже безжалостный… Это с одной стороны. С другой - ведь именно Анатолию Владимировичу Тарасову, прототипу этого героя, приписывают фразу: "Веселее, мы в хоккее!"
В финале фильма, в самый напряженный момент матча, отстраненный от тренерства Тарасов-Меньшиков расчерчивает палочкой дворовую хоккейную площадку, пока его воспитанники играют с канадцами. О первом голе "своих" он узнает по крикам соседей из окон - и сейчас, по прошествии более 10 лет с момента выхода фильма, этот эпизод, как и сам фильм, уже действительно кажется национальной киноклассикой.
Актер Олег Меньшиков