Шестипалубный паром в минувшую среду в 21.30 вышел (причем не имея на тот момент разрешения на заход в порт Сочи) из порта Трабзона и в 9.30 в четверг подошел к берегам города-курорта. Сначала судно стояло на рейде примерно в 20 километрах от морпорта, а на следующее утро подошло ближе и встало на якорную стоянку - настолько близко, что его было видно с центральной набережной.
По словам директора "СВС шиппинг", эксперта по направлению развития морской транспортной инфраструктуры Черноморского союза промышленников и предпринимателей Сергея Туркменяна, в пятницу парому дали разрешение на заход в порт, провели проверки, а в воскресенье - отказ.
Как затем выяснилось, что во время обследования судна и проверки документов специалисты нашли целую серию различных нарушений.
Первый раз в черноморский город-курорт этот паром прибыл с международным тестовым рейсом 16 октября. Но также не получил разрешение на заход в порт Сочи и был вынужден вернуться в Трабзон.
Комментируя это событие, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев тогда заявил, что хотя южный регион заинтересован в развитии морского сообщения и повышении туристической привлекательности края, местные власти считают, что "организация международного грузопассажирского паромного сообщения в нынешних условиях небезопасна и преждевременна".
"Паром может перевозить до 200 легковых и грузовых машин, которые должны проходить тщательную проверку. Организовать необходимые процедуры в порту Сочи сейчас невозможно, - отметил глава Кубани. - На всех предварительных встречах вместе с профильными ведомствами и органами безопасности мы доносили нашу позицию".
При этом Кондратьев подчеркнул, что подобное было "сделано без согласия с нашей стороны", однако Seabridge все-таки отправился в тестовый рейс.
"Это недопустимая ситуация. Сочи - главный курорт нашей страны, который ежегодно посещают миллионы туристов из России и самых разных стран мира. Приоритетная задача для нас - сохранение этого статуса и обеспечение безопасности всех, кто приезжает к нам на отдых", - сказал губернатор Краснодарского края.
…В результате в воскресенье днем паром вернулся в Трабзон, а пассажиров за счет компании отправят самолетами до места их назначения. В выходные они отправили коллективное видеообращение, попросив помощи. У них были еда и вода, но больше всего томила неопределенность.
Паромное сообщение между Сочи и Трабзоном на другом судне существовало с 1993 по 2011 год. Раньше он был интересен прежде всего челнокам, которые возили в Турцию электрические кофеварки, обратно возвращались с вещами, а сейчас больше туристам.
По мнению экспертов, запуск парома в перспективе может быть интересен с точки зрения международной повестки, создания и развития деловых и коммерческих отношений, социальных связей, что важно для жителей.
…Пятничным вечером потенциальные пассажиры парома приходили к морскому вокзалу Сочи с багажом. Светлана хотела добраться до Трабзона, чтобы отправиться по делам в турецкий город Мерзифон, а Артем специально прилетел из Москвы, чтобы потом поехать в гости к друзьям в Самсун. Билет на самолет до Стамбула обходится в девять тысяч рублей, а из Стамбула до Трабзона - от двух до трех тысяч, на пароме добираться удобнее и дешевле.
В будущем при реализации такого проекта так, наверное, и произойдет, но сегодня на первый план вышла безопасность.