10.11.2025 00:50
Культура

Картины о Москве из коллекции Русского музея можно увидеть на ВДНХ до 1 февраля

Картины об образе Москвы из Государственного Русского музея можно увидеть на ВДНХ до 1 февраля
Текст:  Елизавета Бабичева
Российская газета - Столичный выпуск: №253 (9792)
Более 50 тысяч человек побывали уже на выставке картин о Москве из Государственного Русского музея, которая проходит на ВДНХ в павильоне N 1 "Центральный". Из Санкт-Петербурга приехали 104 произведения искусства. Четыре части, на которые поделена выставка, последовательно раскрывают летопись столицы от истоков до нового времени.
Многие экспонаты прежде ни разу не выезжали из Северной столицы. / Елизавета Бабичева
Читать на сайте RG.RU

"Многие из этих полотен прежде никогда не снимались со стен в Санкт-Петербурге, - рассказала журналистам директор Русского музея Алла Манилова. - Это говорит об исключительной значимости выставки. Перед отправкой в столицу мы тщательно проверили состояние каждого из них, создали индивидуальные условия для перевозки. Это огромная работа, в которой участвовала вся команда музея. Концептуально мы выставили композицию полотен таким образом, чтобы получился художественный учебник по истории Москвы".

Первая часть показывает допожарную Москву. Здесь представлены знаменитые полотна Аполлинария Васнецова, Василия Верещагина, Ильи Репина, Василия Сурикова и Ивана Шишкина. Акцентом стала картина Михаила Нестерова "Святая Русь" - визуальное воплощение православного духа столицы. На фоне поэтически переданного русского пейзажа представлены идеальные, просветленные образы людей, наделенных чистой душевной красотой.

В Музее русского импрессионизма проходит выставка, посвященная Гиляровскому

Особое внимание привлекает картина француза Жерара Делабарта "Вид Красной площади в Москве" 1795 года, на которой изображена еще не замощенная площадь. Художник смотрит на нее не как на древний исторический памятник, а как на центр города, каким он был при Екатерине II.

Алла Манилова отмечает, что как раз этот цикл картин о Москве и ее окрестностях до этого прежде не выставлялся даже в самом Петербурге. Полотна в этом зале расположены внутри круглой конструкции. Марианна Железнякова, одна из посетительниц, оценила такое расположение: "Я несколько раз была в этом музее в Санкт-Петербурге, но не видела многих картин из представленных здесь. Они завораживают - идешь вдоль стен, любуешься картинами, и представляется, что будто я сама гуляю среди этих пейзажей".

Среди тех, кто приходит на выставку, большое количество школьников. Ответы на вопросы олимпиады "Музеи, парки, усадьбы" многие из них ищут на картинах, сопоставляя факты и даты. Ребята ходят из зала в зал, от картины к картине в поисках ответов на вопросы. Классный руководитель 6-го класса Альбина Михайловна Звездарева рассказала, что детям очень нравится такой формат занятий, они воспринимают это как игру и лучше запоминают информацию.

Второй раздел выставки посвящен возвращению Москве столичного статуса и отражению этого события в художественном наследии XX века. Одно из самых грандиозных полотен здесь - Ильи Репина "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Возле него, пожалуй, всегда больше всего людей. Картина написана по правительственному заказу и предназначалась для огромного белоколонного зала заседаний Госсовета в Мариинском дворце. Огромного формата - 400 х 877 сантиметров, с изображением 81 фигуры, полотно очень живописно изображает торжественную обстановку празднования юбилея.

В Доме русского зарубежья открылась выставка друга Маяковского Давида Бурлюка

Третий раздел, "Новая Москва", посвящен трансформации города, начавшейся в 1920-е годы. Яркую и динамичную картину столичной жизни создают знаковые работы великих российских художников. В их числе монументальные полотна Аполлинария Васнецова и картина Юрия Пименова "Здесь будет парк", написанная в 1950 году с изображением масштабных работ по реконструкции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Четвертый, заключительный раздел посвящен москвичам, трудившимся на благо столицы. Образы ученых, литераторов, рабочих, врачей, музыкантов, актеров. В частности "Портрет К.С. Станиславского" Петра Вильямса, "Портрет академика Н.Д. Зелинского" Павла Корина, "Портрет Б.И. Яковлева" Александра Герасимова и другие. "Для нашего музея провести исследовательскую работу на тему образа Москвы было вызовом. Ведь никогда до этого, ни в императорские времена, ни в советские, Русский музей не обращался к этой теме. Поэтому выставка действительно уникальная", - говорит Алла Манилова.

Живопись Москва