12.11.2025 18:55
Авто

За отсутствие полиса ОСАГО водителя не будут штрафовать дважды

За отсутствие полиса ОСАГО водителя не будут штрафовать дважды
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №257 (9796)
Штрафовать водителей за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер будут только раз в сутки, а не за каждый проезд мимо комплекса фотовидеофиксации нарушений. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) приняла сегодня Госдума в первом чтении.
Как совместить две информсистемы - "Паутину" и АИС ОСАГО, сидя на столбе, не придумаешь. / Артем Коротаев / Фото ИТАР-ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Напомним: для того чтобы начать выявлять на дорогах незастрахованные машины с помощью камер, требуются две составляющие - правовая и техническая. И с правовой точки зрения оказалось не все так просто. Дело в том, что сейчас Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за управление машиной без ОСАГО штраф 800 рублей. Первый раз. А за повторное нарушение - от 3 до 5 тысяч рублей. Без всяких оговорок.

Теперь посмотрим, что будет, если такое нарушение начнут выявлять камеры в автоматическом режиме. Водитель - просто потому, что забыл продлить страховку, - проедет под одной камерой, и ему выпишут штраф 800 рублей. Но он ведь не сразу об этом узнает. И проедет под второй камерой. И получит штраф в 3 тысячи. За одну поездку по такому мегаполису, как Москва, на пути могут оказаться десятки камер. И сколько штрафов такой автомобилист соберет за день? А если учесть, что он их будет собирать не один день, поскольку они моментально не приходят, то в какую сумму это выльется?

Владельцев машин будут автоматически оповещать об изменениях в договорах ОСАГО

Поэтому межведомственная рабочая группа по использованию камер в подобных целях настаивала на внесении изменений в законодательство. А именно: на добавлении примечания в статью 12.37 КоАП - о том, что такой штраф может назначаться не чаще чем раз в сутки.

Напомним, что у нас есть понятие "длящееся нарушение". Речь идет о тех нарушениях, которые невозможно устранить на месте. Например, за управление машиной без техосмотра невозможно наказать водителя дважды в сутки. Такое примечание в статье 12.5 КоАП есть. Потому что невозможно тут же, на месте, пройти техосмотр. По этому принципу пошли и законодатели.

Принятый сегодня в первом чтении законопроект о внесении в кодекс такой поправки - первый шаг в сторону выявления незастрахованных машин с помощью камер в автоматическом режиме.

После первого фото система не будет выносить штраф. Но при появлении той же машины в камере спустя время и без страховки штраф придет

По словам Анатолия Аксакова, по некоторым данным, до 15 процентов автовладельцев, а в некоторых регионах - и до 40, ездят без страховки. Выявление таких нарушений затруднено тем, что только автоинспекторы на дорогах могут останавливать машины и проверять документы. К сожалению, бывают случаи, когда водители с ними договариваются. Решить проблему может фотовидеофиксация. Но при этом она же может допустить нарушение прав автовладельцев. Ведь, выходит, их за одно нарушение можно привлечь к ответственности не один раз. Это противоречие и устраняют поправки.

Правовые аспекты эксплуатации транспорта эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

В Комитете Госдумы по законодательству и госстроительству прозвучало мнение, что законопроект надо доработать к второму чтению. Например, перенести сроки его вступления в силу. Вопрос в том, как быстро будут обновляться базы данных. Допустим, человек заключил сегодня договор ОСАГО, но в базу данных на момент остановки машины сотрудником ГИБДД это еще не попало.

/ Юрий Смитюк / ТАСС

Впрочем, тут ответ давно найден. Система не будет сразу выносить штраф тому, кто без полиса. Информация будет обрабатываться. Действительно, данные могут не в один даже день поступить в систему, особенно если полис оформлялся в бумажном виде.

Поэтому предусмотрен некий период ожидания. Попадется такой автомобиль без страховки на камеру спустя 10 дней - вот тогда наказание неминуемо.

Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов вообще предложил сдвинуть срок вступления поправок в закон на чем раньше, тем лучше.

По самым скромным подсчетам, в численном выражении в России ездят по дорогам от 5 до 7 миллионов машин, не застрахованных по ОСАГО

Но еще, действительно, не решены многие технические проблемы. Во всяком случае, об этом говорят в МВД. Прежде всего - о взаимодействии систем "Паутина" и АИС ОСАГО.

Страховщики и представители Национальной страховой информационной системы утверждают, что у них все готово к работе. А вот с "Паутиной" все сложнее, поскольку обновить ее должны только к октябрю следующего года. Зачем вообще нужно выявлять незастрахованных с помощью камер? Согласно экспертным данным, количество незастрахованных автомобилей с начала этого года заметно снизилось. Если раньше считалось, что таких машин от 7 до 10 процентов, то сейчас - от 5 до 7 процентов. По самым скромным подсчетам, в численном выражении - от 5 до 7 миллионов машин. Но это тоже много. Особенно если учесть, что за совершенные по их вине аварии приходится расплачиваться ни в чем не повинным гражданам.

Во-первых, автомобилистам, не виновным в авариях, приходится ремонтировать машины за свой счет, а потом тратить время, нервы и деньги, чтобы получить компенсацию в суде. Во-вторых, чем больше в регионе незастрахованных автомобилистов, тем выше стоимость полиса для тех, кто его покупает регулярно.

Потому, что страховщикам необходимо компенсировать убытки за совершенные ДТП. Ведь выплаты происходят не только тем, кто пострадал в аварии от застрахованных машин, но и - по жизни и здоровью - тем, кто получил ущерб от незастрахованного автомобиля.

Что нового ждет владельцев ОСАГО
Компетентно

Николай Галушин, глава Национальной страховой информационной системы (НСИС):

- Мы отправили письмо ГИБДД о том, что с нашей стороны готова полностью интеграция через СМЭВ-4. Это транспорт, система межведомственного электронного документооборота, взаимодействия по предоставлению ГИБДД нужной информации для проверок транспортных средств, которые попадают в объектив камер, на наличие полиса ОСАГО. Этот сервис развернут. Теперь главное, чтобы со стороны ГИБДД он был подхвачен.

Когда заработает система на стороне ГИБДД, я не могу ответить, но нам принципиально важно было, чтобы АИС страхования, агрегатор данных по договорам ОСАГО, были готовы к запуску системы. Это комплексный вопрос, который зависит от нескольких ведомств Российской Федерации. Но принципиально весь сервис, который мы должны были сделать для того, чтобы проверки могли осуществляться, мы сделали. О чем отчитались ГИБДД, Минцифры и Банку России.

Справка "РГ"

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО - обязательное страхование автогражданской ответственности) - вид страхования ответственности, возникший в США в 1920-х годах и получивший очень широкое распространение в 1940-1950-х годах в Европе.

Окончательно ОСАГО пришло в Россию 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

С 5 июля вырастет лимит выплат по европротоколу в России, но не для всех
Страхование Административное право