12.11.2025 07:58
Культура

В алтайском краевом театре драмы поставили "Белую гвардию"

В алтайском краевом театре драмы поставили "Белую гвардию"
Текст:  Сергей Зюзин
Российская газета - Неделя - Сибирь: №256 (9795)
Многие произведения Михаила Булгакова имеют на редкость сложную, извилистую судьбу. Взять "Белую гвардию". Во многом автобиографичный роман о трагедии "старого мира", написанный бывшим участником белого движения, в 1926 году лег в основу спектакля "Дни Турбиных", который несколько лет шел с неизменными аншлагами на сцене МХАТа. Затем "антисоветчину" запретили на несколько лет, но вмешался товарищ Сталин, большой поклонник спектакля. Иосиф Виссарионович - можете представить? - ходил на эту постановку шестнадцать раз!
Все смешалось в этой "Белой гвардии": оружие времен Первой мировой войны, руины античной эпохи, современные песни… / АКТД имени В.М. Шукшина
Читать на сайте RG.RU

Многослойная, дающая богатые возможности для драматургических и режиссерских интерпретаций "Белая гвардия" в разные эпохи и в разных театрах. В 1976 году Владимир Басов сделал весьма успешную экранизацию булгаковского произведения. Оно востребовано и в новой театральной России.

Но знаменитый булгаковский мистицизм проявил себя и в Барнауле. Постановку "по мотивам романа" доверили уроженцу Луганска, художественному руководителю Сарапульского драматического театра Александру Баркару. Неизвестно, какой потомок Бегемота прошмыгнул между Баркаром и худруком, главрежем "драмы" Артемом Терехиным, но приезжий режиссер вскоре мистическим образом исчез, и спектакль доводил до ума Артем Владимирович.

Из спектакля убрана почти вся историческая и географическая конкретика. Был Киев - стал Город. Был гетман Скоропадский - стал Главный. Был 1918-й, стал год крушения прежнего миропорядка, время хаоса и бесконечного кошмара. Все смешалось в этой "Белой гвардии": рогатая мина и противогаз времен Первой мировой войны, руины античной эпохи, скульптура богини Ники, алюминиевый тазик с водкой, мародеры с револьвером, офицеры в кожаных доспехах, вооруженные короткими мечами. Правда, остались "еще недобитые интеллигенты" и господская квартира, предатели-союзники и победители - "красные", махровые бандиты и перепуганные обыватели. Остались любовь и предательство, надежда пережить лихолетье. Сцену поделили на два цвета красный - дрожащий Марс и голубой - вечерняя Венера.

Мнения зрителей после премьерных показов разделились. Восторженная часть зрительского сообщества хвалила спектакль за "ошеломительный набор переживаний", "трогательность", "новый взгляд на знакомый материал". Арина Валькова в соцсети написала, что "получился трепетный, актуальный разговор о жизни на руинах Атлантиды, которая еще не ушла под воду; о том, за кого (или за что!) хвататься, когда всё тонет". Зрители восхищались - вполне заслуженно - Анастасией Дунаевой в роли Кошмара, приходящего Алексею Турбину в сновидениях.

В Музее Булгакова открылась выставка, посвященная жене писателя

"Спектакль, скорее всего, построен на ассоциациях. Я всеми фибрами ощущала дух сегодняшнего времени... Помазание страхом... Кабы чего не вышло... Честь - как бремя и как способ остаться Человеком", - отметила Жанна Риб. "Тонко чувствующим людям понравится", - уверена Наталья Иванова.

Критики же спектакля расценили его как "издевательство над классикой" и "полный провал".

"Я не ожидала такого разочарования. Такой автор, такое произведение и так его извратить. Я понимаю, что "по мотивам" - своеобразный щит для режиссеров от возможных нападок, которым они прикрываются, ставя все, что вздумается. Да, интерпретировать произведение можно по-своему, но зачем же так искажать и облачать в такую плохо воспринимаемую форму, которая вызывает отторжение? Где оазис света, тепла, интеллигентности, коим был дом Турбиных в хаосе революции и слома привычного уклада жизни? Здесь хаос снаружи и хаос внутри. Все происходящее на сцене производит впечатление, будто это кошмарный, бредовый сон Алексея Турбина - в этом была идея режиссера? У тех, кто знаком с романом, спектакль вызовет недоумение, а кто с ним не знаком, сомневаюсь, что захочет его прочитать", - уверена Ирина Чеканова.

Cпектакль "Таська" рассказывает о забытой любви Михаила Булгакова

Прошлись зрители и по "ходульной игре актеров". Действительно, актеры за редким исключением не впечатлили. Особенно озадачила ставка на молодых в распределении главных ролей. "Не вывезли" они свои образы. Но здесь все претензии к режиссеру-постановщику, а его как бы и нет.

Так или иначе, получился спектакль, на который вряд ли кто-то сходит не то что шестнадцать - хотя бы 6 раз...

СФО Драматический театр Барнаул