13.11.2025 13:54

Композитор Андрей Батурин: Наши песни всегда гремели на весь мир

Недавно в Москве прошел финальный гала-концерт музыкального конкурса "Голоса Родины", организованный Российским музыкальным союзом при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Одним из членов жюри стал известный композитор, продюсер, педагог, президент Союза композиторов Евразии Андрей Батурин. В интервью он откровенно рассуждает о том, как изменилась песня за последние 30 лет, почему личная история сегодня важнее маршевого накала, а настоящая песня рождается "как ребенок".
/ Пресс-служба Российского музыкального союза
Читать на сайте RG.RU

Вы - человек, стоящий у истоков многих культурных инициатив на евразийском пространстве. Как Вы оцениваете роль конкурса "Голоса Родины" в формировании общей культурной повестки?

Андрей Батурин: Я думаю, это прекрасно, когда культура движется именно через такие конкурсы - через их создание, продумывание, организацию, продвижение. Происходит настоящее развитие песенного искусства: и самодеятельного, и профессионального. Появляются новые песни, новые голоса. А ведь найти талантливого человека в этой массе, где буквально все поют, все пишут стихи и музыку, практически невозможно.

Молодым, как правило, приходится искать все это самим. А вот на таких конкурсах, как "Голоса Родины", действительно рождаются открытия. Мы находим талантливых авторов, исполнителей - и кажется, они могут стать звездами. Но у многих нет возможности выступать, проявить себя на больших площадках. Это замкнутый круг. А здесь - шанс быть услышанным, признанным, поддержанным.

И еще одно: через такие проекты возрождаются традиции советской композиторской школы - чего бы я очень хотел. Сегодня много красивых песен, но часто они пусты: ничего не дают ни уму, ни сердцу, не запоминаются. Понравились - и забылись. А великие советские песни помнит и стар и млад. Поэтому конкурс такой нужный, такой важный.

Кто владеет музыкой? Правовые ловушки совместного творчества

Те, кто участвует сегодня, продолжают эти традиции или создают что-то принципиально новое?

Андрей Батурин: Время другое, люди другие - и песни другие. За последние 30 лет советская композиторская школа сильно деформировалась. Нам навязывались европейские ритмы и звуки - приятные, конечно, но не остающиеся в памяти. Это отразилось и на молодых композиторах, которые за это время впитали другую культуру. Сегодняшние песни - иные. И это нормально. Главное, чтобы они были сделаны профессионально и искренне. Пускай поют. Пускай ищут себя. Даже если пока не всё получается - в этом поиске рождается будущее.

Союз композиторов Евразии поддерживает диалог культур. Как, по Вашему мнению, должна звучать российская песня в многополярном мире - как утверждение идентичности или как приглашение к диалогу?

Андрей Батурин: Одно не исключает другого. Прежде всего - как утверждение российской идентичности, конечно. Наши песни всегда гремели на весь мир. А когда мы начинали подражать европейцам и превращались в их копию, теряли и сильнейшее, и самое драгоценное - свой собственный голос. Но одновременно русская песня всегда была открыта к диалогу - потому что она о добре, о любви, о глубоких чувствах, понятных любому человеку на земле.

Ваши собственные работы часто обращаются к историческим и духовным темам. Многие до сих пор воспринимают патриотическую песню как нечто гимновое, парадное. Как Вы относитесь к тому, что сегодня авторы все чаще говорят о Родине через личные, камерные истории?

Андрей Батурин: Как говорил Тихон Николаевич Хренников: "Россия - страна грусти, страна минора". И я с этим полностью согласен. Я сам лирик, пишу в основном лирические песни. Для меня патриотизм - это не обязательно марш. Это - живое чувство. Например, есть современная песня о бойце, которому спасло жизнь письмо от школьницы. Потом он нашел ее, вернулся, снова ушел на фронт... и пропал без вести. Мы все сейчас помогаем его маме. Но песня о нем живет. Это и есть настоящий патриотизм: не лозунг, а сердце.

Объявлены финалисты Всероссийского конкурса этнической музыки "Вся страна"

Среди заявок встречались ли такие, где чувствовалось: автор берется за тему Родины не от души, а потому что это "в тренде"?

Андрей Батурин: Нет, таких работ я не заметил. Все песни были искренними. Да, разный уровень мастерства - но искренность чувствовалась в каждой. Поэты и композиторы рождают свои произведения как детей - вкладывают в них душу, выращивают, заботятся. И это ощущалось.

Где сейчас фокус Вашего творческого внимания? Расскажите о своих актуальных проектах.

Андрей Батурин: Недавно закончил фильм "Тимур и его команда" - он еще идет в прокате. Сейчас работаю над большим ледовым шоу, пишу для него музыку. Скоро записываем новую композицию с Владимиром Пресняковым и Ларисой Долиной. Еще идет спектакль "Между нами, девочками" в Симферопольском драмтеатре. Работы очень много - я почти не выхожу из дома. Но успеваю преподавать: к счастью, Гнесинка рядом.