13.11.2025 11:40
Власть

Эксперт: Что даст государству, бизнесу и гражданам предлагаемое увеличение НДС

Текст:  Елена Бутаева (кандидат юридических наук, доцент Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта)
В Конституции РФ, в посланиях президента, Стратегии социально-экономического развития России, Стратегии развития Дальнего Востока и Арктики говорится о социальном благополучии россиян как приоритете госполитики и смысле деятельности органов государственной власти. Качественное, эффективное исполнение социальных обязательств государства, его социальной функции связано с наполняемостью бюджета.
Читать на сайте RG.RU

Один из принципов, закрепленных в Бюджетном кодексе, - сбалансированность бюджета, то есть расходы казны должны соответствовать доходам. Между тем в настоящее время федеральный бюджет принимается с дефицитом. И этот дефицит Минфин и правительство планируют покрыть в том числе за счет увеличения ставки налога на добавленную стоимость на два процента.

НДС - самый быстрый и надежный способ собрать деньги. Этот косвенный налог заложен в большинстве потребительских товаров, во многих работах и услугах, и он перекладывается на плечи потребителей, покупателей. Например, если мы покупаем морковь или картофель, то уплачиваем 10-процентный налог, если торт, шампанское или шоколад - более сложное изделие, - то уже 20. Повышение НДС до 22 процентов сделает любой продукт еще дороже "на выходе".

Государственная Дума уже приняла в первом чтении проект Минфина о поправках к Налоговому кодексу, обеспечивающих повышение ставки НДС. И это вызывает определенные опасения не только у потребителей, но и у предпринимателей.

По замыслу разработчиков законопроекта наряду с повышением ставки предусмотрено и расширение круга плательщиков НДС. Сегодня предприниматели, которые имеют годовую выручку до 60 миллионов рублей и одновременно находятся на упрощенной системе налогообложения, освобождаются от налога на добавленную стоимость. Предлагается снизить этот порог до 10 миллионов, то есть в шесть раз! Правда, недавно глава кабинета сообщил, что власти решили поэтапно снижать порог доходов, при котором требуется уплата НДС малым и средним бизнесом: в 2026 году - 20 миллионов, с 2027-го - 15 и с 2028-го - 10 миллионов рублей.

Калинин: Переход на новый порог НДС для бизнеса будет более плавным

Делается это для того, чтобы компании не уходили от НДС и не дробили бизнес с целью сохранения упрощенной системы налогообложения.

Это, конечно, удар по малому и среднему предпринимательству. Новый для МСП налог заставит повысить цены на товары, работы, услуги. Соответственно, снизится конкурентоспособность.

Кроме того, у бизнеса появятся дополнительные административные издержки, ведь налог на добавленную стоимость надо учитывать и предъявлять к оплате - фиксировать в чеках для потребителей, договорах и счет-фактурах для предпринимателей. Для этого требуется специальное образование, нужен бухгалтер, договоры, техника. Представьте, как автослесарь в мелкой мастерской не отмытыми от машинного масла руками будет счет-фактуру с НДС составлять!

Конкурентный отрыв МСП от крупного бизнеса будет еще больше, ведь крупные компании и сейчас платят НДС, находясь на общей системе налогообложения. У них налажено администрирование налога, есть бухгалтеры, экономисты, соответствующая техника и опыт.

Конституционный суд, высказываясь о налогах, говорит, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности - либо от дохода, который ты получаешь, либо от имущества, которым владеешь. И сами налоги должны иметь экономическую обоснованность, недопустимо их произвольное введение. Конституционные принципы налогообложения требуют учета фактической способности налогоплательщика к уплате обязательных налоговых платежей.

Ряд банковских операций освободили от НДС

С косвенными налогами типа НДС и акцизов - это единственные два косвенных налога в нашей системе - опоры именно на экономическую, хозяйственную деятельность нет. Предприниматель еще не получил реальный чистый доход, а уже должен выставить НДС, добавить его к цене своего товара. Действие идет не по схеме "сначала доход, потом налогообложение", а совершенно наоборот: сначала налог и лишь потом реализация товаров, работ, услуг. Бизнес предлагает: "Введите налог с продаж. Пусть сначала у нас сформируется какая-то экономическая база, а потом процент от этого дохода мы заплатим в бюджет".

Напомню: последний раз НДС повышался в 2018 году. Центральный банк рассчитывал, что вырастут доходы людей, покупательная способность не снизится, ни потребители, ни бизнес не будут замечать этого НДС-давления, деньги будут вливаться в предпринимательскую сферу, а экономика страны прирастет инвестиционными потоками, связанными с успешным внедрением нацпроектов.

Счетная палата РФ проанализировала последствия данного решения и пришла к выводу: повышение ставки налога было главной причиной инфляции в 2019-2020 годах. Для граждан это был ценовой шок, спровоцированный именно ростом НДС.

И на этот раз, если не будет существенного роста доходов, изменение налога на добавленную стоимость приведет к очередному витку инфляции.

В 2019 году аппарат уполномоченного по правам предпринимателей провел опрос. И из 2731 человека, собственников предприятия и руководителей, более половины отметили, что увеличение ставки НДС на два процента (с 18 до 20) сказалось на отпускных ценах на продукцию и услуги, в связи с чем рост цен составил до четырех процентов.

Совершенно очевидно, что федеральному бюджету нужны деньги: идет спецоперация, мы боремся с санкционным давлением, есть определенные проблемы с продажей нашего углеводородного сырья. Пополнение за счет косвенного налога очень удобно для государства, хотя крайне неприятно для потребителей.

Мишустин сообщил о новом пороге выручки для уплаты НДС бизнесом на "упрощенке"

Вместе с тем, с одной стороны, получая дополнительный доход от повышения НДС, с другой - государство понесет и дополнительные расходы. Вооружение, столь нужное для СВО, - технически сложный товар. Предприятия оборонного комплекса, закупая технически сложные детали, модели, оборудование, технику, столкнутся с тем, что на каждом цикле их производства был заложен НДС. Таким образом, цель финансового обеспечения СВО выглядит несколько противоречиво.

То же самое можно сказать о социальных учреждениях, которые государство содержит. Взять хотя бы продукты питания в больницах, садиках, школах. Повышение цен на товары, работы, услуги отразится и на государственных и муниципальных учреждениях. Придется увеличить смету расходов на содержание социальных учреждений. То есть повышение НДС коснется и самого государства.

Что касается Дальнего Востока, во-первых, здесь во многих отраслях заработные платы гораздо ниже, чем в ряде центральных регионов. Во-вторых, многие потребительские и промышленные товары - привозные. Рост цен существенно скажется на благополучии граждан и на рентабельности и конкурентоспособности местного производства.

Есть несколько предложений по пополнению доходной части бюджета без излишнего налогового давления.

Во-первых, заменить косвенный налог прямым налогом, например, налогом с продаж. Об этом просит бизнес.

Во-вторых, государству следует верифицировать расходы и пересмотреть их. Например, премиальную часть зарплаты госслужащих и работников госучреждений. Вот доступная информация о зарплате за 2023 год на сайте Минфина. У руководителя ГОХРАНа России среднемесячная оплата труда 765 тысяч, у главы ФГБУ Финансовый институт Министерства финансов - 1900 тысяч. Начальник Главэкспертизы в 2024 году получал по два миллиона в месяц. Можно просто-напросто пересмотреть премиальную часть выплат.

В-третьих, государству нужно зарабатывать самому за счет создания сети бюджетных учреждений, которые могут заниматься специальным строительством и подрядом. Сегодня дороги, мосты, другие спецобъекты успешно строит частный бизнес и за редким исключением - государство.

Если все-таки изменение НДС будет реализовано в этом виде, в котором в первом чтении приняла Госдума, нужно подумать, как смягчить ситуацию для граждан с низкими доходами. К примеру, освободить от НДФЛ низкие зарплаты.

Такие предложения звучали, но они не приняты.

Регионы ДФО