13.11.2025 20:28
Культура

Архитектор Сергей Чобан рассказал, как должен выглядеть идеальный музей

Как новая архитектура претендует на вечность
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №258 (9797)
В конце года встретят первых посетителей в новом здании Пермская художественная галерея и новый музейно-выставочный центр "Коллекция" в Москве. Архитектурные проекты обоих музеев разработали Сергей Чобан и архитектурное бюро СПИЧ.
Среди архитектурных премьер года здание Пермской художественной галереи. / СПИЧ/Андрей Белимов-Гущин
Читать на сайте RG.RU

Как новые музейные здания ведут диалог с гением места? Почему следы времени и стрит-арт приветствуются в музее? Как выглядит идеальный музей? Об этом разговор с архитектором Сергеем Чобаном.

Пермская художественная галерея открывается в новом здании, построенном на территории бывшего завода им. Шпагина. В декабре начнет работу музейно-выставочный центр "Коллекция" в квартале ЗИЛАРТ на территории бывшего завода им. Лихачева. До этого вы реконструировали здание старого хлебозавода в центр "Зотов". Возникновение культурных институций на месте индустриальных кварталов можно считать процессом джентрификации?

/ Аркадий Колыбалов/ РГ

Сергей Чобан: Слово "джентрификация" для меня несет отрицательный оттенок, поскольку подразумевает трансформацию пространства, которое принадлежало всем людям, в принадлежащее лишь избранным. Я бы не стал так называть превращение промышленной территории в культурный кластер, которое происходит во всем мире. Старая индустрия перестает существовать в прежнем формате, потому что старые промышленные здания не позволяют обеспечить оптимальные производственные процессы. Обновление бывших индустриальных пространств и превращение их в площадки культурных институций открывает их для публики. Именно это происходит на территории бывшего завода им. Шпагина в Перми.

Но для Пермской галереи построено новое здание?

Сергей Чобан: Да. Здание галереи новое, при этом оно соединено с тремя сохраненными историческими постройками. И они взаимосвязаны: силуэт нового здания продолжает силуэт этих индустриальных построек.

В Коммунарке построят необычное здание с экранами на фасаде

Почему важно, чтобы окна галереи выходили к Каме?

Сергей Чобан: Хотелось, чтобы зрители в музее могли отдохнуть: выйдя из одного зала, полюбоваться рекой, потом войти в другой зал. Этот "переход" соединяет несколько этажей с залами, прекрасно оснащенными и продуманными специально под задачи музея. Например, зал, где разместится пермская деревянная скульптура, просторнее и выше остальных. Можно сказать, это во всех смыслах сакральное пространство.

Получается, вы вписывали здание музея в городской ландшафт и в историю?

Сергей Чобан: Это правда. В обоих случаях это отношения с "гением места".

Как вы выстраивали отношения с историей места?

Новый дом Пермской художественной галереи

Сергей Чобан: Через силуэт здания и материал фасада. Силуэт нового здания Пермской галереи повторяет абрис старых домов со скатными кровлями. Тех, что мы увидели на панорамах Перми XVIII века и частично видим сегодня... А в оформлении фасада использована медь, потому что промышленность города на протяжении многих столетий была связана с переработкой меди. У предварительно состаренной меди - серовато-голубоватый цвет с зеленоватым оттенком. Материал именно этого очень благородного глубокого тона использован на фасаде.

На медных листах сохранились следы рук рабочих. В этом и есть теплота

Медь стала любимым материалом? Центр "Коллекция" в Москве тоже оформлен медными листами...

Сергей Чобан: В "Коллекции" совсем другая медь - здесь она не зафиксирована предварительно. Поэтому материал имеет другой тон - теплый, золотистый. В предыдущие эпохи архитектура традиционно была полна деталей, но сегодня, когда язык архитектуры изменился в сторону минимализма и лаконизма поверхностей, в роли интересной глазу детали выступает тактильная поверхность материала.

Вы могли выбрать поверхность бетона, например.

Сергей Чобан: Бетон использован в выставочных залах. И потом не зря говорят, что бетон - это мрамор ХХ века, то есть материал, который архитекторы успешно используют. Мне показалось, что, взяв медь и позволив меди естественно стареть во времени, архитектор работает и с пространством, и со временем. На этих медных листах, например, сохранились даже следы рук рабочих.

Вы специально их сохраняли?

Сергей Чобан: Конечно. Это акцентирует, если угодно, рукотворность здания, придает его пространству теплоту, подчеркивает его тактильность. Да, это здание создавали живые люди, их следы и продолжающееся старение материала проявляют работу времени.

Но работа времени - это разрушение, руинирование?

Сергей Чобан: Невозможно все сохранить в том виде, как было на момент постройки. Это иллюзия. Но нужно создавать здания, следы старения которых их не портят. Это и есть искусство старения. Здание всегда будет стареть. Другое дело, как оно будет стариться, вопреки материалу или проявляя его уникальные свойства.

Стало известно, как будет выглядеть проект будущего учебного корпуса МАРХИ

Отсутствие претензии на перфекционизм - это вызов?

Сергей Чобан: Это зашифрованное послание о том, что это сделали мы, люди. А мы все не совершенны. В этом и есть теплота и естественность соучастия.

Это проект музея, который пытается быть человечным?

Сергей Чобан: Да. Человечным по отношению к посетителям, к художникам. Надеюсь, авторам здесь будет комфортно показывать свои работы. Этот проект создан живыми людьми для живых людей, которые будут наслаждаться искусством.

Тема индустриального наследия и конструктивизма важна была для вас в этом проекте?

/ СПИЧ/Андрей Белимов-Гущин

Сергей Чобан: На мой взгляд, вся архитектура сегодня является наследницей именно конструктивизма. И конструкцию фасада музея "Коллекция" держат огромные "фермы" - с косыми и прямыми стойками. Они создают образ портала и одновременно отсылают к производственной теме, к мотивам конструктивизма конца 1920-х - начала 1930-х. Конечно, наш проект укоренен в этой истории. Но в первую очередь мы идем от колоссального общественного пространства бульвара, на который выходит этот портал, эта лоджия. Самым важным было не только выдержать чистоту стиля, индустриального или постиндустриального, а спроектировать общественное пространство музея, которое было бы непосредственным продолжением общественного пространства главного бульвара ЗИЛАРТа. Отсюда - приглашение известных художников, работающих в жанре уличного искусства, для росписи эскалаторов внутри музейного атриума. Тут работали настоящие мастера - Дмитрий Аске, Андрей Бергер, Алексей Лука и Максим Има. Из той же идеи соединения внешнего и внутреннего пространства происходит и один и тот же материал фасада и интерьеров общественных зон внутри музея. И да, этот материал - медь. Таким образом и материал, и граффити говорят: мы еще не в музейном пространстве. Мы в той "переходной зоне", лоджии, которая и вне здания, и внутри него.

Конструктивизм - это про триумф машины, а не человека... И вы как раз поклонник искусства Ренессанса, если судить по вашим рисункам. Как это уживается в одном архитектурном проекте?

Сергей Чобан: Тут нет противоречия. И конструктивизм, и Ренессанс создали вполне рациональные системы архитектуры. Они создавали пространства, которые понятны человеку, в которых ему просто удобно находиться и ориентироваться. Образ портала или лоджии, в которые попадает зритель музея, напоминает о лоджиях на площадях итальянских городов, будь то Виченца или Флоренция, где когда-то шла бойкая торговля. Другое дело, что эта лоджия по-другому выглядит. У нее другой масштаб. Но это оправданно. Мы тоже стали другими. Однако унаследован сам принцип создания анфилады общественных пространств: есть пространство бульвара, из него человек входит в пространство лоджии музейного здания, а уже отсюда движется в залы музея. Сама тема анфиладности пространства и внимание к тактильному восприятию материала - родом из классической архитектуры.

Как будет жить искусство в этих анфиладах? Музей - это системы хранения, сигнализации, климат-контроля...

Сергей Чобан: Конечно, это продумано. В том числе разделение рабочих пространств и выставочных залов. Выставочные залы расположены по одному на каждом из четырех этажей, высота каждого из них - более 5 м. В каждом из этих пространств можно разместить как одну крупную экспозицию, так и несколько разных, в залы заложена возможность трансформации, так что всё зависит от решения создателей выставок.

Музейно-выставочный центр "Коллекция" в квартале ЗИЛАРТ в Москве

Михаил Пиотровский сказал как-то, что проект музея начинается с подсчета, сколько времени человек может провести в музее. Для вас этот критерий существенен?

Сергей Чобан: Конечно. Для меня важно, чтобы люди могли провести здесь целый день. Тут будут кафе, библиотека, книжный магазин, детский центр... И вместе с тем посетители могут прийти и для того, чтобы посмотреть выставку, имея в запасе всего минут сорок.

Каков для вас образ идеального музея?

Сергей Чобан: Для меня диалог с искусством - важнейший критерий того, насколько музей хорош. Не его внешняя форма, не его суперфотогеничность для селфи... Главное, чтобы человек быстро попал к произведениям, которые ему нравятся, мог смотреть искусство в этих залах долго и, несмотря на большой поток посетителей, спокойно и размеренно.

Речь о комфорте?

Сергей Чобан: Скорее, о возможности сосредоточиться на том искусстве, которое вам в этот момент действительно интересно. Если вас отделяет толпа от работы, которую вы хотите посмотреть, если вы час до этого бродили по музею, пытаясь эту работу найти, то о какой встрече с искусством можно вести речь?

Сергей Кузнецов: В "Москва-Сити" появится футуристичный небоскреб высотой почти 380 метров
Архитектура