Качественные дороги - это не только безопасность и комфорт для автомобилистов, скорость доставки грузов, но, прежде всего, важнейшая составляющая в реализации большинства национальных инфраструктурных проектов.
Производство растет
На сегодняшний день по всей России работает около тысячи асфальтобетонных заводов, которые производят современные качественные материалы, соответствующие актуальным транспортным нагрузкам и требованиям к дорожному полотну. Асфальтобетонные смеси могут состоять из набора минеральных материалов (щебень, гравий или песок), вяжущего вещества (битум или его модификации), а также специальных добавок (минеральный порошок и другие). При этом набор компонентов и их характеристики могут различаться в зависимости от типа изготавливаемой асфальтовой смеси.
Для дорожного покрытия может быть использован вторичный асфальтобетон. Такая технология способствует сохранению природных ресурсов, сокращению количества строительного мусора и улучшению экологической обстановки в целом. Кроме того, грамотно подобранная рецептура помогает повысить сопротивляемость покрытия к образованию колеи и трещин. С теми же целями проектируются смеси с различными добавками-модификаторами. Они могут применяться в качестве альтернативы использованию полимерно-битумных вяжущих.
Материалы, которые раньше закупались за рубежом, сегодня производятся в России. В частности, основные строительные ресурсы (инертные материалы, битумные вяжущие, металлоконструкции и другие), которые используются при строительстве дорог, практически полностью закупаются у отечественных производителей. Это делает отрасль достаточно независимой от внешних факторов.
Дело техники
Фактическое количество дорожно-строительной техники в стране составляет более 75 тысяч единиц, из них больше половины (51,5 процента) - отечественная, свидетельствуют аналитические данные федерального автономного учреждения "РОСДОРНИИ". Это говорит о росте производства российской техники и необходимости дальнейшей поддержки местных производителей для развития строительной отрасли и улучшения транспортной инфраструктуры.
Российская дорожная техника уже успела себя хорошо зарекомендовать. Например, в 2023 году при строительстве федеральной трассы в Республике Башкортостан была задействована исключительно российская техника. Доставка асфальтобетона выполнялась отечественными самосвалами, а для его укладки применялось целое звено дорожных машин, состоявшее из асфальтоукладчика, средних и тяжелых дорожных катков также отечественного производства. В том же году на одном из участков трассы М-7 "Волга", где проводилась реконструкция дорожного полотна, был сформирован асфальтировочный комплекс, состоящий полностью из отечественной техники.
В этот комплекс вошли асфальтобетонный завод, самосвалы, асфальтоукладчик и дорожные катки. Эксперты подтвердили, что выпускаемая российским заводом смесь и уложенное отечественной техникой дорожное покрытие соответствуют всем нормативным требованиям.
Одна из "рабочих лошадок", без которой не обойтись при строительстве и реконструкции дорожного полотна, - асфальтоукладчик. Раньше использовались в основном импортные машины, но несколько лет назад был разработан и запущен в серийное производство отечественный аналог - асфальтоукладчик "Десна 2100". Несмотря на юный возраст, он уже успел хорошо себя зарекомендовать "в деле". До конца года планируется произвести 36 единиц такой техники, а в 2027 году - 100 единиц.
Недавно в ходе рабочего визита в Челябинскую область руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков посетил завод "ДСТ-Урал" - одно из крупнейших отечественных профильных предприятий региона.
Особое внимание делегации тогда привлекли образцы техники на дистанционном управлении, которые, отражают ключевые направления развития дорожно-строительной отрасли в ближайшие годы. По техническим характеристикам эти машины не уступают импортным аналогам.
При посещении предприятия Роман Новиков говорил, что Росавтодор совместно с профильными ведомствами и промышленными объединениями продолжает масштабную работу по повышению конкурентоспособности российской техники. Опытная эксплуатация новейших машин на федеральных объектах - важная часть этого процесса.
Испытано подрядчиками
"Росавтодор, в рамках своих компетенций, продолжает последовательную работу по налаживанию предметного диалога между подрядчиками и производителями техники с целью повышения конкурентоспособности отечественной техники и ее востребованности у подрядных организаций", - отметил начальник Управления научно-технических исследований и информационных технологий Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец.
Он сообщил, что в прошлом году подведомственными агентству федеральными казенными учреждениями, производителями техники и подрядными организациями были проведены испытания различной дорожной техники. Они проходили в реальных условиях на объектах федеральной дорожной сети. Эта работа позволила не только оценить эффективность и надежность оборудования, но и получить ценную обратную связь от пользователей, в том числе замечания и предложения по улучшению продукции. Работа, которую проводит Росавтодор, уже приносит свои результаты. "На линию выходят современные образцы техники. Эта работа, безусловно, будет продолжена", - заявил Сергей Гошовец.
Кстати, в прошлом году была сформирована рабочая группа для повышения качественных характеристик отечественной дорожно-строительной техники. Также создана платформа для диалога подрядчиков и производителей, обмена опытом и обсуждений.
Современные дороги подразумевают применение не только передовых материалов, но и интеллектуальных систем. Внедрение интеллектуальных дорожных систем (ИТС) позволяет проводить мониторинг погодных условий, состояния дорожного полотна, контролировать потоки и их интенсивность, принимать оперативные меры по обработке дороги.