Закон направлен на обеспечение российской системы здравоохранения квалифицированными кадрами и преодоление кадрового дефицита.
"После окончания высшего учебного заведения выпускник проходит процедуру наставничества в медицинской организации, - разъяснял ранее первый зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга. - Поправки, которые были внесены депутатами и правительством, сокращают срок проведения наставничества. Если раньше он составлял три года, то теперь до трех лет в зависимости от конкретной специальности. Перечень специальности установит правительство, Министерство здравоохранения РФ. И это логично, поскольку наставничество - это прежде всего улучшение практических навыков".
Первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев заявлял: речь о том, чтобы "молодой человек, вышедший из стен медицинского вуза, прошел обучение дополнительное, практическое, у постели больного, с зарплатой, но с наставником, который бы максимально снизил количество возможных медицинских осложнений и ошибок". "Без наставничества хорошего хирурга, гинеколога, лучевого терапевта и лучевого диагностера не получится. Никто не рождается сразу гениальным врачом - для этого нужны наставники и учителя", - считает он.
Вторая составляющая закона - совершенствование института целевого обучения. "Сегодня студенты, поступая в университет или в ординатуру, выбирают для себя целевое обучение. Надо отметить, что в сфере здравоохранения - самый высокий процент целевой квоты, он составляет на специалитете примерно 70%, в ординатуре порой доходит до 100%, - заявил Мажуга. - Если в тексте первого чтения первоначально целевое обучение распространялось на все формы и уровни, то поправками депутатов ко второму чтению целевое обучение распространяется только на программы ординатуры".
Член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин заявил в комментарии "РГ", что правительство РФ сможет устанавливать, какая часть мест в каждом вузе будет целевой. "По оценкам депутатов, примерно 70% мест сохранятся как целевые, а оставшиеся 30% останутся обычными бюджетными. Это означает, что студенты, обучающиеся вне квоты, не будут связаны обязательствами по целевому распределению", - сказал он.
В то же время ординатура, добавил он, становится полностью целевой. "Все, кто поступает на обучение за счет бюджета, должны будут иметь заключенный договор о целевом обучении. Если заказчик откажется заключить договор, обязанность ляжет на самого ординатора - он должен будет подписать его до итоговой аттестации, если есть предложения и он соответствует предъявляемым требованиям, - отметил депутат. - Университеты получат обязанность содействовать студентам в заключении таких договоров и контролировать процесс. За неисполнение условий предусмотрена компенсация затрат на обучение и штраф в двойном размере компенсации, что распространяется как на выпускников, так и на заказчиков".
Еще одна норма касается колледжей. Для абитуриентов, поступающих на целевое обучение по программам среднего профессионального образования, вводится отдельный конкурс. "Это значит, что при равных условиях приоритет отдадут именно целевикам. Также в закон добавлено положение о реестре лицензий в сфере дополнительного профессионального образования: теперь туда будут включаться данные о программах переподготовки и повышении квалификации по медицинским и фармацевтическим специальностям", - заявил Говырин.
Вступление закона в силу запланировано на 1 марта 2026 года. Тогда новая система начнет действовать полностью: с квотами целевого приема, обязательными договорами для ординаторов и наставничеством, которое станет не формальностью, а этапом профессионального становления молодых врачей.