14.11.2025 11:07
Общество

Первое метро в Поволжье: Как открывали подземку в Горьком

Текст:  Алексей Юхтанов
В ноябре этого года исполняется 40 лет с момента открытия метрополитена в Горьком. Тогда город готовился к знаменательному событию - запуску шести станций от "Московской" до "Пролетарской". Это стало важным достижением не только для жителей города, но и для всей страны. Об этом рассказывает информационный партнер "РГ" - сайт pravda-nn.ru.
/ t.me/s/metronnov
Читать на сайте RG.RU

Начало пути

Идея строительства метро в крупных городах, включая Горький, прозвучала от представителей областной делегации на XXIV съезде КПСС в 1971 году. После разработки технико-экономического обоснования Москва одобрила проектирование первой очереди. 25 октября 1973 года состоялось совещание в обкоме партии, где строительство метро было признано делом первостепенной важности для будущего города и области.

На тот момент в СССР уже функционировали метрополитены в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси и Баку, а в Харькове и Ташкенте велось строительство. Горьковское метро должно было стать восьмым в стране. Директор института "Метрогипротранс" Анатолий Луговцов гарантировал завершение разработки технического проекта первой линии за два года, что было выполнено.

Перед строителями стояла сложная задача: необходимо было перенести все подземные коммуникации - электрические кабели, канализацию, линии связи и теплотрассы, чтобы освободить путь для тоннелей. Этим занимались специалисты восьми городских проектных организаций. Тем временем со всей страны поступали письма от желающих принять участие в стройке, даже готовых переучиться для этого.

Строительство официально началось 17 декабря 1977 года. На торжественном митинге была забита первая свая в котлован будущей станции "Ленинская".

В честь 70-летия метро Петербурга запустили два тематических поезда и спели хором

Народная стройка

На строительстве станции метро "Ленинская" трудились свыше 120 человек, среди которых были и опытные специалисты, прибывшие с возведения метрополитена в Ташкенте. Открытие первого участка Горьковского метро было намечено на 1984 год, но начало работ омрачилось нехваткой техники: в феврале 1978 года газета "ГП" сообщала об отсутствии кранов, экскаваторов и другой необходимой техники. Газета также приводила пример неэффективной помощи, когда предоставленный экскаватор оказался неработоспособным.

Летом строительство замедлилось из-за дождей, которые препятствовали гидроизоляции котлована. Проходческий щит, собранный в мае, простаивал из-за задержки поставки защитового комплекса из Москвы. В июле щит все же был запущен и начал движение от "Ленинской" к "Чкаловской".

Тем временем стройка активизировалась: в ней участвовали работники около 120 городских предприятий и организаций, выполнявшие заказы для метро и участвовавшие в субботниках, что газета "Горьковская правда" назвала "поистине народной стройкой".

Первые поезда

9 октября 1985 года в ночное время был осуществлен пуск пробного поезда. Согласно сообщению газеты, к семи часам вечера предыдущего дня станции "Заречная", "Ленинская" и "Чкаловская" были заполнены представителями строительных и эксплуатационных организаций, а также городских структур, одетыми в праздничную одежду. В рамках проверки тоннелей была проведена стальная платформа заданных размеров, подтвердившая отсутствие препятствий. В 4:48 утра, как зафиксировали электронные часы, ночная тишина станции была нарушена гудками приближающегося поезда. Через минуту экспресс прибыл к перрону. Машинист Александр Свинарчук и его помощник Владимир Якушев получили поздравления от первых пассажиров. Начальник станции "Заречная" Лариса Майорова подала сигнал к отправлению, и в вагонах прозвучало объявление: "Осторожно: двери закрываются!" Тоннель, строительство которого заняло около года, был пройден поездом за две минуты. Пассажиры услышали объявления о станциях "Ленинская" и "Чкаловская". Газета подчеркнула, что пуск пробного поезда прошел успешно и без сбоев, но был охарактеризован как рабочий этап, требующий дальнейшей доработки для полного завершения работ.

Непрерывность интернет-соединения в московском метро достигла 97,2 процента

Исторический момент наступил 19 ноября, когда на станции "Ленинская", где когда-то была забита первая свая, состоялся торжественный запуск первого участка метро. Для жителей Канавинского, Ленинского и Автозаводского районов это стало долгожданным облегчением после почти восьми лет терпения. Бесконечные неудобства, связанные с грандиозной стройкой, переносами трамвайных путей и изменением автобусных маршрутов на главной городской магистрали, остались позади. Как писала "ГП", Горьковское метро начало перевозить пассажиров с раннего утра следующего дня, с 6 часов оно уже принимало горожан. Газета подчеркнула, что метро должно работать безупречно, "как часы, даже лучше", ведь часы иногда останавливаются.

Дальше - больше

Строительство метрополитена не прекращалось: в августе 1987 года были введены в эксплуатацию поезда на участке "Пролетарская" - "Комсомольская", в ноябре 1989-го - "Комсомольская" - "Парк культуры", а через четыре года - "Московская" - "Бурнаковская". В ноябре 2002 года открылась станция "Буревестник", а через десять лет метро достигло верхней части города, до станции "Горьковская". В июне 2018 года была открыта станция "Стрелка". В настоящее время продолжается строительство двух новых станций - "Площадь Свободы" и "Сенная", открытие которых запланировано на 2026 год. В перспективе - строительство станции "Сормовская".

История Общественный транспорт Нижний Новгород