При этом строительство дорог в этих регионах вынуждает сегодня переоценивать сложившиеся за последние 35 лет на юге "широтные связи".
"Нам необходимо совместными усилиями работать над улучшением логистики и транспортной доступности для всех регионов страны, уделяя особое внимание модернизации дорожной сети ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и грамотной ее интеграции в общероссийскую транспортную систему", - заявил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Он отметил, что федеральная дорожная сеть ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей имеет стратегически важное значение, особенно в условиях геополитической ситуации. "Мы прилагаем все необходимые усилия для качественной модернизации дорожной инфраструктуры. Работаем по всем ключевым направлениям: от приведения в нормативное состояние автомобильных дорог, а также их расширения в ходе капитального ремонта до строительства новых трасс с акцентом на обходы крупных населенных пунктов - например, города Мариуполя в ДНР", - сообщил Роман Новиков.
За последние годы в рамках государственной политики по интеграции исторических регионов в единую транспортную систему России были предприняты системные шаги. Доставшиеся на содержание дороги уже давно не отвечали требованиям безопасности и не справлялись с кратно возросшим трафиком. Очевидно, что дороги - первое, что предстояло сделать для "бесшовной" связи регионов с "большой Россией". Сегодня этот процесс выходит на новый уровень: от локального ремонта - к стратегическому проектированию федеральных коридоров, от восстановления разрушенного - к формированию основы для устойчивого социально-экономического развития.
Автомобильные дороги обеспечивают не только базовые потребности местного населения, его мобильность, но и служат прочным фундаментом для развития экономического потенциала исторических регионов и Южного федерального округа. С 2022 года федеральная трасса Р-280 "Новороссия" является ключевым сухопутным транспортным коридором в Республику Крым и важным звеном маршрута "Азовское кольцо".
В 2025 году принято решение дополнительно направить на капитальный ремонт автодороги федерального значения Р-280 "Новороссия" Ростов-на-Дону - Мариуполь - Мелитополь - Симферополь порядка 10 миллиардов рублей. В частности, речь идет о работах по капремонту отрезков с 187-го по 219-й километр в ДНР, а также с 219-го по 255-й километр в Запорожской области.
Федеральную трассу Р-280 "Новороссия" расширили до четырех полос в прошлом году от границы Ростовской области до Мариуполя.
На участке от 131-го до 135-го километра, в районе Новоазовска, дорожники приступили к устройству насыпи земляного полотна и укладке нижних слоев основания из щебня и органоминеральной смеси. На отдельных участках начато устройство первых слоев дорожной одежды из асфальтобетона общей площадью более 63 тысяч квадратных метров.
Особое внимание уделяется реконструкции моста через реку Грузский Еланчик: первая очередь мостового сооружения уже находится в высокой степени готовности - возведены новые опоры и смонтированы балки пролетных строений, вскоре специалисты приступят к устройству дорожного покрытия двух новых полос движения моста. С окончанием возведения первой очереди сооружения аналогичные работы начнутся и на второй, что в совокупности обеспечит надежное и безопасное пересечение водной преграды.
Обойти город Марии
Еще один важный участок - от Мариуполя до границы с Запорожской областью и далее до Бердянска, протяженностью более 35,6 километра.
Здесь планируется расширить дорогу до четырех полос движения. На сегодняшний день дорожники завершают подготовительные работы на участках капремонта от Мариуполя до границы с Запорожской областью протяженностью около 32 километров.
На всем протяжении модернизированного участка для безопасности движения транспорта будет обеспечено разделение встречных потоков и смонтировано стационарное электроосвещение. Для комфорта местных жителей предусмотрено устройство тротуаров и шумозащитных экранов.
Для обеспечения бесперебойного движения на весь период работ проезд планируется обеспечить по двум полосам - без ввода реверсивного режима.
Центральным проектом развития трассы Р-280 стало строительство обхода города Мариуполя. Крупнейший порт на Азовском побережье до сих пор не имел объездной дороги.
Весной 2025-го начались работы по строительству обхода. Он войдет в состав существующей федеральной трассы Р-280 "Новороссия", которая на сегодняшний день прерывается в зоне Мариуполя. Реализация проекта обеспечит вывод транзитного транспорта из города и разгрузит его улично-дорожную сеть.
Протяженность новой четырехполосной трассы категории IВ (Обычные нескоростные дороги в четыре и более полосы. - Прим. ред.) составит 31,2 километра. Точно такая же категория у трассы "Таврида", проходящей через весь Крым. В состав же участка близ Мариуполя войдут пять транспортных развязок в разных уровнях, шесть путепроводов и три моста через водные преграды. Для обеспечения безопасности движения на всем протяжении обхода будет установлено осевое барьерное ограждение и линии наружного электроосвещения.
На всей протяженности обхода специалисты завершают подготовительные работы. На отдельных участках уже уложено порядка 600 тысяч кубометров земляного полотна.
За прошедшие три года количество автомобилей на трассе "Новороссия" увеличилось более чем в 2,5 раза. Расширение проезжей части до четырех полос с разделением встречных потоков автотранспорта обеспечит удобство автомобилистов, высокую пропускную способность и безопасность движения.
Как отметил начальник ФКУ Упрдор "Тамань" Никита Храпов, все работы идут по графику, подрядные организации обеспечены современной техникой и квалифицированными кадрами.
Дорожная связь внутри регионов
Большое внимание уделяется развитию региональной и местной дорожной сети. В четырех воссоединенных субъектах Российской Федерации дорожная деятельность ведется с 2023 года. В 2023 и 2024 годах специалисты привели в нормативное состояние 1322 километра региональных трасс и 261 километр улично-дорожной сети в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях.
А в 2025 году дорожные работы проводятся на 947,5 километра региональной и местной сети. Устройство слоев износа выполнено уже на 97,8 процента, за это время обновлены 926,4 километра дорог.
Напомним, работы проводятся в рамках соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на содержание автомобильных дорог, заключенных между Росавтодором и четырьмя субъектами РФ.
Так, в Донецкой Народной Республике слои износа заменили на 65,5 километра региональных дорог: работы выполнены на 100 процентов. При этом мероприятия на улично-дорожной сети завершены на 94,5 процента: обновлено 185,7 километра дорог из 196,6 запланированных.
"К решению вопроса восстановления дорог нашего региона мы подошли системно, что позволило нам в текущем году перенаправить наши усилия больше на ремонт межмуниципальных и внутригородских дорог. Отмечу, что наши граждане еще не видели таких масштабных дорожных восстановлений, как сейчас. Но результаты говорят сами за себя. И главное, что жители тех населенных пунктов и районов, где идут дорожные ремонты, отмечают эти позитивные улучшения", - рассказал министр транспорта Донецкой Народной Республики Александр Бондаренко.
В соседней Луганской Народной Республике завершены работы по замене слоев износа на региональных трассах. В порядок привели 171,5 километра дорожной сети. Кроме того, обновлено 78 километров улично-дорожной сети, работы выполнены на 99,4 процента.
"Мы продолжаем реализовывать планы по улучшению качества дорог, обеспечению безопасности движения и повышению транспортной доступности населения. Наш приоритет - сделать каждую дорогу качественной, безопасной и современной", - поделился министр инфраструктуры и транспорта Луганской Народной Республики Альберт Апшев.
В Запорожской области заменили слои износа на 171,3 километра региональных дорог (работы завершены на 100 процентов) и 50,9 километра улично-дорожной сети населенных пунктов (выполнено 94,7 процента от запланированного объема работ).
В Херсонской области аналогичные мероприятия проводятся более чем на 122,6 километра региональных трасс. Эти работы завершены на 100 процентов, обновлено 122,6 километра. Также устройство слоев износа выполнено на 80,4 километра улично-дорожной сети из запланированных 87,3 километра, работы завершены на 92,1 процента.
Особый вызов для Крыма
Пожалуй, самым тяжелым отрезком трассы "Новороссия" сегодня является дорога Симферополь - Джанкой и далее к посту Чонгар. Участок намерены реконструировать и расширить до четырех полос. Работы будут идти в несколько этапов, полностью завершить их планируют в течение ближайших трех лет.
Дорога от границы Херсонской области до Симферополя старая, двухполосная. После того, как в 2022 году через нее пошел активный грузовой трафик, она быстро пришла в негодность. Периодически там делали "ямочный" ремонт, но ситуацию это не спасало.
После передачи в 2024 году дороги в федеральную собственность Росавтодор приступил к масштабному ремонту. Так, специалисты уже завершили работы на участке до Джанкоя и вышли за город. Асфальтобетонное покрытие осталось заменить примерно на 20 километрах.
Расширение дороги до четырех полос позволит в три раза увеличить ее пропускную способность, что прямо повлияет на общий рост турпотока. Причем не только в курортный Крым, но и новые регионы.