14.11.2025 03:00
Экономика

Транспортная инфраструктура России переходит на автоматизацию и ИИ

Текст:  Евгений Семенов
Российская газета - Спецвыпуск: Дороги России №9797 (258)
Транспортная отрасль становится одним из флагманов цифровой трансформации в России. Ведомства, бизнес и образовательные центры синхронно выстраивают инфраструктуру, ориентированную на отечественное программное обеспечение, искусственный интеллект и автоматизацию.
"Зеленые" волны светофоров заметно сокращают время в пути и снижают нагрузку на перекрестки. / Пресс-служба Росавтодора
Читать на сайте RG.RU

"Продолжающаяся цифровая трансформация отрасли играет немалую роль в повышении эффективности нашей работы. Использование современных технологий позволяет оптимизировать процессы проектирования, строительства и эксплуатации дорог. Прогрессивное развитие отечественной техники также способствует улучшению качества выполняемых работ", - заявил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.

Минтранс прогнозирует, что уже к 2030 году доля российского софта в транспортной сфере должна достичь 90 процентов. В фокусе - импортонезависимость, роботизация производственных процессов и внедрение беспилотных технологий.

Основная задача - не ограничиваться копированием зарубежных аналогов: новые продукты должны стать конкурентоспособными и интересными для партнеров из стран СНГ и БРИКС. Развитие отечественных решений становится вопросом технологического суверенитета и безопасности страны.

Основные векторы

Заместитель начальника Управления научно-технических исследований и информационных технологий Виктор Перегудов в числе важных проектов называет ведомственную программу цифровой трансформации Росавтодора, информационную систему мониторинга транспортных потоков (СМТП), федеральную государственную информационную систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ), а также модуль "Ремонт и содержание автодорог" в составе прикладной системы "Управление и контроль выполнения дорожных работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них" (РИСАД).

Умный транспорт: как технологии меняют движение в российских городах

ИИ в настоящий момент выступает активным помощником в принятии решений о необходимости проведения дорожных работ на том или ином участке. Перспективным является использование нейросетей для оценки уровня безопасности дорожного движения на отдельных участках автомобильных дорог.

Умные дороги

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) сегодня стали полноценным элементом автомобильных дорог. "В 2025 году мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем проводятся в 65 городах 57 субъектов страны. Тысячи датчиков и детекторов установлены на дорогах, активно внедряются технологии искусственного интеллекта", - подчеркнул заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников.

Активная фаза построения ИТС уже пройдена. Теперь ключевой задачей становится развитие и повышение эффективности функционирования созданных систем. В Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса РФ до 2035 года большое внимание уделяется именно развитию технологий для умных дорог, созданию интеллектуальной системы управления, роботизации и автоматизации дорожных работ.

Мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем проводятся в 65 городах 57 субъектов страны

В Чувашии и Ярославской области активно внедряются интеллектуальные транспортные системы (ИТС), призванные повысить безопасность и эффективность дорожного движения. В Чувашской Республике продолжает развиваться ситуационный центр на базе Центра организации безопасности дорожного движения минтранса региона. К центру уже подключены десятки светофорных объектов, детекторов транспорта и камер телеобзора. В 2025 году планируется модернизировать еще 15 светофорных объектов и установить более 40 новых устройств наблюдения. Это позволит оперативно корректировать работу светофоров в зависимости от трафика и точнее отслеживать дорожную ситуацию.

В России создают цифровую транспортно-логистическую платформу

На единой цифровой платформе также развивается система контроля за движением коммунального и пассажирского транспорта. На эти цели в 2025 году направят почти 40 миллионов рублей, а общий объем финансирования внедрения ИТС в Чебоксарской агломерации в 2024-2026 годах составит свыше 200 миллионов. Монтаж оборудования планируется завершить к августу следующего года.

Похожие изменения происходят и в Ярославской области. Система объединяет управление светофорными объектами, мониторинг трафика и анализ данных, поступающих от детекторов и камер. Современные сенсоры позволяют не только считать транспортные потоки, но и определять типы машин, что повышает точность регулирования. Одним из ключевых нововведений стал адаптивный режим работы светофоров: алгоритмы искусственного интеллекта автоматически меняют длительность фаз в зависимости от интенсивности движения.

На базе Центра организации дорожного движения региона создан современный ситуационный центр. Он обеспечивает круглосуточный контроль и оперативное реагирование на аварии и заторы. В систему уже интегрированы более 160 светофоров с возможностью удаленного управления, а в ближайшее время планируется установить еще порядка 160 детекторов транспорта.

Кроме того, в Ярославле настроены "зеленые волны" на главных магистралях, что заметно сократило время в пути и снизило нагрузку на перекрестки. В 2025 году модернизация продолжится - в планах оптимизация работы светофоров на крупных транспортных узлах и расширение взаимодействия с региональной системой видеонаблюдения.

Результатом внедрения ИТС должно стать не только сокращение времени в пути, но и формирование новой культуры управления транспортом - основанной на данных, автоматизации и оперативном реагировании на изменения дорожной обстановки.

Кабмин обсудил развитие скоростного транспорта

Кибербезопасность экосистемы

Развитие ИИ и беспилотных технологий делает транспорт уязвимым для киберугроз. За последние пять лет число атак на транспортные объекты выросло почти вдвое, а в железнодорожной сфере - более чем в три раза. Чтобы противостоять новым рискам, минтранс совместно с Ассоциацией "Цифровой транспорт и логистика" и ИКС Холдингом предложили создать отраслевой центр кибербезопасности.

Центр займется мониторингом инцидентов, обменом данными и внедрением единых стандартов защиты. Его задачи включают формирование единого цифрового периметра транспортной отрасли, создание базы для обмена аналитикой и выявления уязвимостей, а также разработку нормативной дорожной карты. В перспективе он станет координационным звеном между государством и бизнесом в вопросах информационной защиты.

"Наша главная цель - не просто защитить технологии от внешнего воздействия, а создать устойчивую и безопасную цифровую среду для развития всей транспортной экосистемы, - говорил директор департамента цифрового развития Минтранса России Артем Юренков. - Для этого мы совершенствуем нормативно-правовую базу, определяем ключевые точки уязвимости и разрабатываем проактивные механизмы для предотвращения и оперативного реагирования на любые киберугрозы".

В регионах обновили стратегические автотрассы

Драйвер развития

Технологическое обновление дорожного хозяйства, повышение эффективности функционирования системы его управления, внедрение инновационных технологий и цифровых решений выступают ключевыми драйверами развития транспортной инфраструктуры.

Ярким свидетельством того, что отрасль активно движется по пути цифровизации, повышения производительности труда и автоматизации процессов, стала впечатляющая демонстрация беспилотной укладки асфальтобетонного покрытия отечественной техникой на площадке крупнейшего отраслевого мероприятия - XII Международной специализированной выставки "Дорога 2025".

Так, в рамках этого события были представлены несколько технологических процессов, за которыми, безусловно, стоит будущее отрасли. В первой части - показали работу автоматизированных дорожных машин российского производства, их движение синхронизировал комплекс "Прометей", а точность перемещения на полигоне обеспечивала система "Филин". Новая техника может выполнять задачи практически непрерывно, в том числе ночью. А в рамках демонстрационной укладки оператор, находясь в Минеральных Водах, с легкостью управлял техникой на специализированном полигоне в Челябинской области, сидя в кресле на динамической платформе.

Хуснуллин: Строительство и ремонт дорог в РФ идут с опережением на 29%

Таким образом, комплексное мероприятие стало представлением уникальной экосистемы - прототипа национальной платформы, которая в будущем ляжет в основу "умных" строек по всей стране и будет способствовать дальнейшему повышению стандартов качества и эффективности в дорожном строительстве.

Транспорт