Однако внимание заострено не только на количестве чиновников, но и на их, так сказать, качестве: из органов власти решено уволить людей, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.
Масштабная работа в правительстве Курской области по переустройству продолжается. И есть первые результаты. Новая структура позволила сократить существенное число министерств и других подразделений. А функционал чиновников на ответственных постах расширяется и в то же время конкретизируется.
Причем делается это не по щучьему велению и хотению. Этому предшествовал не менее важный процесс тщательного и взвешенного анализа. В каких подразделениях можно сократить число чиновников? Кому передать их функции? Как работа будет строиться после этого?.. В результате под сокращение попадут почти полторы тысячи человек, а точнее - 1466 слуг государевых, которые теперь будут искать другое место работы.
Единственной структурой, которой оптимизация пока не коснулась, стало региональное министерство социального обеспечения и подведомственные ему учреждения. И это абсолютно оправданно. Десятки тысяч переселенцев из приграничья постоянно оформляют нужные выплаты, пособия, идут с вопросами и чаяниями. Но и помимо них в числе социально незащищенных категорий курян - едва ли не треть населения всего региона. И не секрет, что заменить людей, которые напрямую общаются с теми же суджанами, кореневцами, глушковцами и другими пострадавшими от украинской агрессии жителями приграничья, а также инвалидами, сиротами, малообеспеченными и многодетными родителями, пока не могут ни современные электронные сервисы, ни искусственный интеллект.
- Мне все ответы прислали в электронном виде, но я все равно приехала в соцзащиту, - рассказывает одна из переселенцев из глушковского села Наталья. - Мне, конечно, повторили то же самое, но еще и выслушали, посочувствовали, как-то так поддержали, что я сама теперь верю - все, что пережили, останется в прошлом, а нас ждет счастливая достойная жизнь. И порадовалась: такие хорошие люди с нами работают!
Впрочем, рассуждать людям о доброте и других человеческих качествах госслужащих приходится уже после того, как они приняты на работу. И чтобы свести погрешности в назначении человека на должность, конкурсный отбор предполагает акцент не только на знании российского законодательства, но и деталей той сферы, в которой потенциальному чиновнику предстоит трудиться. Помимо предоставления данных о себе и ближайших родственниках, кандидату предстоит также емкое собеседование и со специальной комиссией.
Но больше всего жителей обрадовало, а многих чиновников огорчило, что теперь информация о судимости стала определяющим, займет ли человек кресло чиновника или нет. Курский губернатор Александр Хинштейн еще нынешней весной дал поручение - составить списки тех людей, которые были судимы, а судимость с них сняли "по нереабилитирующим основаниям", например по истечении срока давности преступления. Тогда посчитали, что с неприемлемым для госвласти прошлым в важных госструктурах трудятся семьдесят человек. Их руководству было рекомендовано распрощаться с такими сотрудниками, однако спустя полгода и несмотря на всеобщую оптимизацию число уволенных достигло всего девяти. В чем причина? В оправданиях.
- Ко мне приходят и начинают объяснять, что вот он такой незаменимый человек, - рассказал Александр Хинштейн на оперативном совещании в правительстве региона. - Говорят, что "человека просто подставили и он оказался крайним". Но в уголовном праве нет такого термина!
Губернатор уверен: судимость многое говорит о человеке, его личных качествах, и таковым в органах государственной власти не место.
Скептики и борцы за свободу сразу же раскритиковали губернаторский посыл об увольнении людей с уголовным прошлым. Где права человека? Ведь по закону они свою вину искупили, могут жить и работать дальше без каких-либо ограничений. Позор!
Однако многие, с кем мне пришлось беседовать на эту тему, действия курской власти поддерживают. Да, рассуждают они, если судимость была связана с незначительным правонарушением, которое было совершено много лет назад, и человек доказал свою исправленность, то такое лицо может быть принято на государственную службу. Но у нас же в креслах люди, которые брали взятки, и даже есть такие, кто осужден за грабеж!..
Как жителю региона обратиться за помощью и поддержкой к ним? Как осознать, что от такого человека зависят решения, касающиеся если не большинства жителей региона, то очень многих? Это подрывает доверие не только к местной власти, но и к власти в целом.
Глава региона поручил до конца ноября расстаться с остальными ранее судимыми чиновниками. А от их руководителей потребовал письменные объяснения причин, по которым в структурных подразделениях все еще работают люди с уголовным прошлым.
Андрей Дорофеев, профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при правительстве РФ:
- Все, что бы ни происходило вокруг понятия российского чиновника, вызывает большой резонанс еще со времен Салтыкова-Щедрина. При этом требования об отсутствии у чиновника уголовного прошлого не новы. Потому что в специалистах, которые работают в госструктурах, мы должны видеть глубоко порядочных людей, достойных быть образцом для подражания. Да, можно вспомнить поговорку о том, что от сумы и от тюрьмы никто не застрахован, но приходя на госслужбу, человек должен быть чист: и умом, и сердцем, и руками. Назначение лиц с судимостью на должность регулируется российским законодательством и определяется рядом факторов, включая характер совершенного преступления, срок давности судимости и должность, на которую претендует лицо. В ситуации же, когда на госслужбе работают люди с уголовным прошлым, вопросов больше даже не к ним, а к тем, кто их на эти должности принял.