По парковой дорожке к школе направляется семья. Папа, мама, сын и дочка - празднично одетая, счастливая, с букетом цветов. Участник СВО Дмитрий Гапоненко провожает свою любимицу Мираславу в первый класс. Он в инвалидной коляске, но счастлив: не у каждого есть такая крепкая любящая семья. Отец дает дочке последние напутствия, тайком смахивает набежавшую слезу, машет ей вслед и шепчет: "В добрый путь, Мира!".
Прикрывал гражданских
45-летний Дмитрий - кадровый военный, практически всю свою сознательную жизнь отдавший армии. Служит с 1999 года, воевал в горячих точках на Северном Кавказе. Но, по его словам, разница между боевыми действиями, в которых приходилось участвовать раньше, и специальной военной операцией колоссальная. Да, тогда тоже был опасный противник, но масштаб боевых действий и используемое вооружение несопоставимы. Однако без спецоперации, по словам Дмитрия, уже нельзя было обойтись
- Мы знали, что в ДНР и ЛНР каждый день гибнут люди, - говорит он. - Все были морально готовы к тому, что нужно вмешаться и изменить ситуацию. Когда началась СВО, мы получили приказ и выдвинулись в Донбасс. Я там раньше не бывал и впервые увидел все происходящее своими глазами. Люди не знали, что будет дальше, но было видно, что нас ждали и нашему приходу радовались. Местные жители признавались: они счастливы, что мы теперь здесь. Даже мариупольцы, сами едва выживавшие в подвалах, пытались нас накормить, дать воды, подсказывали, где находятся огневые точки ВСУ.
Штурмовое подразделение Дмитрия продвигалось именно на мариупольском направлении. Бойцы заходили в приморский город со стороны поселка Старый Крым.
- Запомнилась одна семья, пытавшаяся выехать из города на белой "шестерке". Рядом с машиной лежала молодая женщина. Она, наверное, выскочила из автомобиля, когда застрелили ее отца: за рулем неподвижно сидел мертвый мужчина в возрасте. И еще одна пожилая женщина рядом. Были и другие машины. Все до одной - расстреляны со стороны Мариуполя. Людей не выпускали из города, а тем, кто все же уезжал, стреляли в спину, - рассказывает Дмитрий.
Продвигаться по городу было тяжело. Дорогу перегораживали бетонные волнорезы и баррикады. На улицах лежали морские мины. Их находили даже в машинах скорой помощи. На подступах к городу ВСУ ожесточенно били артиллерией и минометами.
- Я был штурмовиком. Был такой эпизод: мы взяли квартал на проспекте Мира. Гражданские вышли из подвалов, а националисты начали их закидывать минами из минометов. Приходилось выводить мирных из-под обстрелов. Я прикрывал собой молодую беременную женщину. О себе тогда не думал, главное - ее вывести. Еще запомнилась такая жуткая картина: идут бои на улицах, а во дворах как ни в чем не бывало бегают дети лет пяти и играют с боеприпасами, - вздыхает Дмитрий.
Штурмовики брали дом за домом, прочесывая этаж за этажом. Так Дмитрий дошел до "Азовстали". Недалеко от завода его достал украинский снайпер. Пуля попала в плечо, задела позвоночник. Эвакуация, ростовский госпиталь, потом Москва, инвалидная коляска…
Семья патриотов
Принять изменения в привычном образе жизни было непросто. В голову лезли всякие мысли, но Дмитрий сказал себе: надо жить дальше. Собственно, адаптация к новой мирной жизни началась в больнице. Уже там раненые старались поддерживать друг друга.
- Таких, как я, в палатах было много. Кто-то без рук, кто-то без ног, кто-то в коляске. Но я не видел таких, кто потерял веру в себя. Если за кем-то мы замечали что-то нехорошее, то быстро приводили этого человека в чувство, не давали ему остаться со своим горем один на один. Ну и сам я старался не опускать рук. Конечно, на этом этапе очень помогла семья, - признается Дмитрий.
Как военный человек, он готовил родных к тому, что с ним может случиться. Полностью к такому подготовиться нельзя, конечно, но родные все понимали.
- У меня семья патриотов, поэтому все было в порядке. Когда я лечился, семья приехала ко мне. Жена всячески поддерживала. А дети не давали впасть в депрессию. Особенно дочка. Мираслава и сейчас мотивирует меня, ставит на ноги в прямом смысле слова. Может, например, забрать ходунки и сказать, мол, папа, когда же ты пойдешь без них? Или откатит коляску подальше: поднимайся, сделай хоть пару шагов. Она мой ангелочек, благодаря ей я двигаюсь вперед, - на лице ветерана появляется нежная улыбка.
Мы побывали дома у Дмитрия, когда он уехал на спортивные сборы в Кисловодске готовиться к очередным соревнованиям "Кубка Защитников Отечества". Сын Ярослав - уже выпускник, учится в 11-м классе. Серьезный малый: и на уроках успевает, и спортом тоже занимается, любит единоборства - говорит, влияние отца.
Супруга Дмитрия Виктория собирает Мираславу в первый класс. В квартире детские игрушки соседствуют с турником, на видном месте висит китель Дмитрия с наградами. Дети рассматривают их.
- Мы гордимся нашим папой, - говорят Ярослав и Мираслава.
Наступает время видеозвонка из Кисловодска. Семья надолго не расстается даже сейчас, когда Дмитрий в отъезде. Дети просят папу завоевать на ближайших соревнованиях медаль, и он обещает сделать это. А Виктория вспоминает другой звонок, когда муж вышел на связь первый раз после ранения:
- Дмитрий тогда говорил непривычно хриплым голосом. Я спросила, что случилось. Он ответил, что заболел. А через пару дней позвонил снова, сказал, что не может больше обманывать. Сообщил, что находится в госпитале и хочет нас увидеть. Сказал, что всякое может быть в жизни, и ему нужно на нас посмотреть. Мы приехали, увиделись, он попытался встать, но упал. Наверное, именно тогда мы все полностью осознали, что ходить муж не может. Но главное другое - врачи сказали: жить будет.
Батя защитников Отечества
Дмитрий живет полноценной жизнью. Адаптироваться к ней ветерану СВО помог Фонд "Защитники Отечества".
- Его сотрудники сами вышли на меня и предложили помощь. Как оказалось, социальные координаторы не проходят мимо, не ждут, пока к ним обратятся, а проявляют инициативу. Меня обеспечили электроколяской, выдали машину с ручным управлением. Я прошел необходимое обучение по управлению таким транспортом. Под меня адаптировали квартиру - сделали удобную кухню, ванную, установили специальную кровать, компьютерный стол, подъемники, - рассказывает ветеран.
Виктория подтверждает, что Фонд очень помогает: сотрудники делают все, чтобы облегчить жизнь семье Гапоненко.
- Даже ехать в филиал не надо. Они сами все оформляют, делают, суетятся. Но когда я все же туда приезжаю, там прекрасная теплая атмосфера. Всегда рады меня видеть, выслушают, помогут во всем. За мной закреплен социальный координатор. Именно благодаря Фонду я после госпиталя начал заниматься спортом, участвовать в соревнованиях. И наша команда уже занимает призовые места, - говорит Дмитрий.
Дмитрий подъезжает к филиалу Фонда "Защитники Отечества" в Ставрополе. На его машине - символика Фонда. На крыше - особой конструкции багажник. Его, как и автомобиль, выдали ветерану СВО. Это специальный подъемник и место хранения для коляски. Очень удобно и продуманно: Дмитрию теперь не нужно просить о помощи, чтобы кто-то вытащил коляску из багажника сзади и подкатил к дверце водителя. Находясь в машине, Дмитрий нажимает специальный пульт. Багажник на крыше открывается, автоматика опускает коляску. Дмитрий самостоятельно пересаживается в нее с водительского кресла. Так же он и уезжает на машине: пересаживается с коляски за руль, нажимает пульт, подъемник поднимает коляску наверх, багажник-хранилище закрывается.
- Благодаря Фонду "Защитники Отечества" я начал выходить на улицу, ездить на машине и вообще чувствую себя полноценным человеком, - говорит Дмитрий.
Кстати, отношение к нему в ставропольском филиале особое.
- У нас Дмитрия называют Батей, потому что он пользуется непререкаемым авторитетом у других подопечных. Своим примером вдохновляет и мотивирует их, а при необходимости всегда придет на помощь, поддержит, даст дельный совет. С него действительно нужно брать пример. На меня всегда производит сильное впечатление, когда я вижу, как Дмитрий при звуках гимна России приподнимается на коляске, - признается руководитель филиала Фонда "Защитники Отечества" в Ставропольском крае Оксана Романенко.
- Когда мы начали привлекать Дмитрия к участию в спортивных соревнованиях, было непонятно, в каком виде спорта он может себя проявить лучше всего. Предложили попробовать все дисциплины "Кубка Защитников Отечества". Он выбрал стрельбу из электронного и пневматического оружия. Дмитрий сосредоточился и практически сразу же выбил "десятку". Это было удивительно! - рассказывает социальный координатор филиала Фонда "Защитники Отечества" в Ставропольском крае Ксения Богданова.
День на комбайне
Дмитрий признается, что после возвращения из зоны боевых действий и госпиталя у него сложилось впечатление, что многие недопонимают происходящего на СВО.
- Наверное, от того, что эти люди сами там не были. И осуждать их за это нельзя. Мы военные, мы видели смерть, поэтому и на жизнь смотрим немного иначе. Но сейчас я чувствую уважение к себе, а негатива не встречал. Мне кажется, общество все лучше и лучше начинает осознавать происходящее, - говорит ветеран.
Он уже довольно успешно встроился в мирную жизнь. Занимается сельским хозяйством. Купил с другом комбайн и постепенно развивает свое дело: собирает урожай на фермерских полях. Во время страды Дмитрию помогают сесть в комбайн, и он приступает к работе.
- Там коробка автомат, можно управлять только руками, - объясняет ветеран. - С утра выходим в поле и начинаем убирать, молотить. До обеда или до вечера, кто сколько выдержит. Но я, если уж залез в комбайн, могу с утра до вечера не вылезать оттуда и работать. Тяжелый труд - и спорта никакого не надо. За время уборки 10 килограммов скинул. Но спортом я все равно занимаюсь. Стрельба из пневматического оружия, волейбол сидя, ну и железо тягаю. Еще есть хобби - машины ремонтирую, двигатели.
Герой уверен: не бывает "не могу", есть только "не хочу". Должно быть желание, тогда все получится. Это нужно понимать молодежи. Кстати, Фонд "Защитники Отечества" часто приглашает ветерана выступать в школах, и он никогда не отказывается. Дети спрашивают, например, не жалеет ли он о том, что пошел на СВО.
- Я советую им учить историю и объясняю, что готов снова отправиться туда. Да, это правда. Есть такое желание, просто дайте возможность еще послужить Родине. Я могу и в танк сесть, и в БТР. На комбайне же работаю. Везде, где не нужны ноги, а требуются руки и голова, я пригожусь. Мои боевые действия еще не закончены, я действительно пытаюсь попасть в зону СВО, - говорит Дмитрий.
Бойцам он желает Победы. А тем, кто получил ранения, - поскорее обратиться в Фонд "Защитники Отечества":
- Главное, не отчаивайтесь, не ставьте на себе крест, не теряйте веру в себя и в людей, - призывает Дмитрий.
Герой СВО из Ставропольского края Дмитрий Гапоненко