Напомним, что уже больше года покупатели таких авто сталкиваются с тем, что уже после того как машина поставлена на учет, им начинают приходить требования от таможни о доплате таможенных сборов. Мол, стоимость авто была указана заниженная. А при проверке выяснилось, что подобные машины там, откуда их привезли, стоят гораздо дороже. Таможня вносит в электронный паспорт авто изменения о неуплате сборов. Что переводит паспорт в разряд незавершенных. Хотя на его основании автовладелец уже получил свидетельство о регистрации.
Не столь давно в систему электронного паспорта поступили такие данные о 30 тыс. ввезенных машин. И задачу о возобновлении действия ЭПТС решали буквально сутки. Но проблема доначисления, как показывает практика, до сих пор актуальна.
А теперь суть дела, в котором разбирался Верховный суд. Некая гражданка Барабанова заключила агентский договор о покупке в Южной Корее BMW X6. Агент приобрел подержанную машину за 57,8 тысячи долларов. Таможня насчитала пошлину в размере 2,6 миллиона рублей. Все было уплачено. Машина была допущена на российские дороги, зарегистрирована в ГИБДД. А потом Владивостокская таможня неожиданно доначислила еще 2,8 миллиона рублей таможенных платежей. Оказывается, она перепроверила возможную стоимость такого автомобиля на международном сайте-аукционе plc.auction, где обнаружила запись о продаже подобной машины за 150 тысяч долларов. Именно эта информация и послужила единственным основанием для корректировки таможенной стоимости.
Покупательница отправилась в суд, и тот согласился с ее доводами. Однако таможня оспорила решение. Суды апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону ведомства. Однако Верховный суд их решений не поддержал.
Он напомнил, что особенности перемещения и декларирования товаров для личного пользования установлены главой 37 ТК ЕАЭС, в соответствии с которой для подтверждения стоимости таких товаров физическим лицом представляются оригиналы документов, на основании которых заявлена стоимость. При необходимости - прайс-листы, каталоги, рекламные проспекты и буклеты иностранных организаций, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров. Таким образом, процедура определения таможенной стоимости товаров, ввезенных для личного пользования, имеет существенные отличия от общей процедуры ее определения, поскольку физлицо - не предприниматель и не имеет возможности предоставить все коммерческие документы.
При этом бремя доказывания того, что величина таможенной пошлины должна быть скорректирована, лежит именно на таможне. Но ни апелляционный, ни кассационный суды этого не учли.
Между тем пострадавшая гражданка представила в суде первой инстанции переписку с администрацией сайта, согласно которой сайт не может установить причин назначения такой стоимости на данный автомобиль. По данным официального дилера BMW в Корее, такая новая машина стоит не более 100 тысяч долларов. Очевидно, что подержанная не может быть дороже.
Поэтому ВС отменил решения апелляции и кассации и оставил в силе решение суда первой инстанции, согласно которому покупательница ничего не должна доплачивать.
Надо сказать, что сайт plc.auction - это аналог нашего "Авито". Там кто что хочет, то и продает, устанавливая любую цену. Поэтому возникает большой вопрос: насколько он может считаться официальным ресурсом для получения информации о стоимости товара для расчета таможенной пошлины? Возникает также вопрос касательно остальных машин, на которые таможня доначислила пошлину. Насколько информация таможенников о стоимости того или иного авто была достоверна?
Но после такого решения Верховного суда у автовладельцев, попавших в подобную ситуацию, появился шанс.
Тем более что сейчас, накануне повышения размеров утильсбора, ввоз автомобилей в Россию резко вырос.
Только за первые десять дней ноября через уссурийскую таможню ввезли 3860 автомобилей - это на 14% больше, чем за весь ноябрь 2024 года. За 10 месяцев 2025 года только через один таможенный пункт в Благовещенске ввезли 4574 машины - в 3,3 раза больше, чем в прошлом году.
Около 80% ввозимых машин - старше 3 лет. В основном это японские, корейские и европейские бренды.
И до 1 декабря, пока есть возможность выгодно привозить машины мощнее 160 лошадей, поставки б/у машин будут в фаворе. Можно себе представить, скольким гражданам могут пересчитать таможенную пошлину, если сформировавшаяся практика не изменится.
Интересно еще другое. А каковы правовые последствия для автовладельца, который уже зарегистрировал машину, ездит по российским дорогам и вдруг получает доначисления за растаможку?
Практически никаких. Пока суд не посчитает иначе. Регистрация авто из-за этого не прекратится. Ее не аннулируют, как заявляют некоторые эксперты. Машина на законных основаниях допущена на дороги.
Но если владелец захочет ее продать или изменить регистрационные данные, то ему предложат решить вопросы с таможней.
Прекратить регистрацию ГИБДД сможет только по решению суда, который признает авто незаконно ввезенным. Но таможня может наложить и арест на такую машину.