17.11.2025 03:00
Экономика

Новые технологии изменят общественный транспорт

Новые виды транспорта ускорят технический прогресс
Текст:  Михаил Курбатов
Российская газета - Спецвыпуск: Технологический суверенитет №260 (9799)
Транспортная отрасль в России, учитывая размеры страны, всегда в центре внимания. Сегодня в этом секторе появляются новые разработки, которые позволят активнее развивать экономику и создают основу для технологической независимости. И речь идет не только о самолетах, судах, автомобилях, но и о новых видах транспорта.
Поезд для высокоскоростной железнодорожной магистрали будет разгоняться до 400 километров в час. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Будущее отрасли обрисовано в проекте концепции научно-технологического развития транспортного комплекса страны на период до 2035 года. В документе перечислены перспективные технологии, в числе которых: высокоскоростные транспортные системы, грузовые и пассажирские дирижабли, гражданские беспилотные авиационные системы, средства аэромобильности и др.

Альтернатива авиации

Одна из технологий, касающаяся высокоскоростного наземного транспорта, уже обретает реальные черты. В этом году в России началось строительство железнодорожной магистрали такого типа между Москвой и Санкт-Петербургом. Работы идут на тестовом участке трассы протяженностью 129 километров. Он станет испытательным полигоном для отработки взаимодействия железнодорожного полотна и первого российского высокоскоростного поезда. Состав сможет преодолевать маршрут между двумя столицами всего за 2 часа 15 минут.

Проект ВСМ откроет путь передовым технологиям для железнодорожного транспорта

Высокая скорость поездов на маршруте Москва - Санкт-Петербург на дистанциях до 1000 километров делает их альтернативой авиации, рассказал "РГ" генеральный директор Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ) Сергей Румянцев. "Ключевое преимущество - поезда следуют из центра города в центр города, экономя время на дорогу в аэропорт и регистрацию, - пояснил он. - Также железные дороги минимально зависят от погодных условий, что обеспечивает высокую регулярность и предсказуемость движения. Один высокоскоростной поезд ВСМ может вмещать 500-900 пассажиров. Это позволяет перевозить массовые потоки людей без заторов".

Сергей Румянцев также отметил, что в рамках реализации проекта первой линии ВСМ Москва - Санкт-Петербург уже завершается создание российской системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (РСУДП) с полностью отечественным ПО.

Комитет ГД по транспорту и СОЖТ обсудили актуальные вопросы развития грузовых жд-перевозок

"Ключевое преимущество ВСМ для нашей страны - создание передовых технологий, которые меняют сам подход к железнодорожному транспорту, - подчеркнул гендиректор ИЭРТ. - В проекте реализуются решения мирового уровня - от высокоточных рельсов и инновационной безбалластной плиты до цифровых систем управления движением и энергоэффективных составов с алюминиевыми кузовами. Создается принципиально новая технологическая среда, в которой объединяются достижения отечественного машиностроения, материаловедения, энергетики и ИТ. Это формирование инженерной школы будущего, где Россия выступает разработчиком уникальных транспортных технологий".

Быстрее звука

Россия также может вернуться к разработке собственных пассажирских сверхзвуковых самолетов. Об этом, в частности, говорил заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев, напомнив, что у нашей страны уже был такой опыт с Ту-144.

Впрочем, современные сверхзвуковые самолеты - это не большие, привычные нам лайнеры, а относительно маленькие бизнес-джеты, рассказал "РГ" доцент института N 1 "Авиационная техника" МАИ Михаил Тяглик. "Основное внимание при их создании уделяется не только достижению высокой скорости, но и комплексным требованиям: экологичности, снижению шума и обеспечению высокого комфорта для пассажиров. Ключевой задачей в деле создания сверхзвукового самолета становится разработка интеллектуальных систем управления, которые компенсируют сложную динамику полета и обеспечат безопасность на всех режимах", - отметил эксперт.

Не забытое старое

Тем временем в небе России уже скоро может появиться еще один вид летательных аппаратов, который новым не назовешь, - дирижабли. В частности, их предполагается использовать в Арктике - для перевозки грузов в труднодоступных районах Крайнего Севера. Один из проектов в этой сфере - создание грузового беспилотного дирижабля "Аврора", который способен взлетать и садиться на любые водные объекты.

В России появятся пассажирские и грузовые дирижабли

Преимущества грузовых и пассажирских дирижаблей - минимальная зависимость от наземной инфраструктуры, рассказал "РГ" руководитель транспортного направления архитектурного бюро DOMO Spacerunners Александр Шувалов. "Дирижабли не требуют взлетно-посадочных полос, - достаточно ровной площадки или водной поверхности. Это делает их особенно ценными для северных, горных и труднодоступных территорий, - пояснил он. - Другое преимущество - высокая энергоэффективность: расход топлива в несколько раз меньше, чем у самолетов, а современные модели планируется переводить на гибридные или электрические двигатели. Еще один плюс - большая грузоподъемность: современные проекты способны перевозить до 60-100 тонн, а перспективные - свыше 200 тонн".

Воздушное такси

Еще один перспективный вид воздушного транспорта - гражданские беспилотные авиационные системы. В этом году, к примеру, на промышленной выставке "Иннопром" в Екатеринбурге представили новый грузовой беспилотник-амфибию "Меридиан". Он может перевозить до 700 килограммов груза и способен совершать посадку не только на суше, но и на воде.

В ближайшие 10 лет в некоторых городах России могут появиться воздушные такси

"В то время как города задыхаются в пробках, мы начинаем перемещать грузы по воздуху, делая среду комфортной для жизни, - сказал "РГ" генеральный директор Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев. - Сейчас эти перевозки единичны, пока мы летаем на крупных загородных объектах и складах, но вы видите, в городах полеты тоже начинаются".

Эксперт отметил, что дрону не нужны огромные аэродромы и площадки. Кроме того, он может работать круглые сутки, при этом реже ошибается, его "мозг" контролирует огромное, недоступное человеку число параметров, поэтому он точнее, безопаснее.

Эксперт Гусаров рассказал, за сколько времени РФ сможет обновить авиапарк

"Научимся безопасно возить грузы - полетят и люди. Я полечу, это удобно, подняться на лифте офисного центра, сесть в капсулу, 15 минут - и ты в аэропорту, на вокзале или в другом офисе. Главное - не сталкиваться с пилотируемыми воздушными судами, аэростатами, парашютистами - это общемировая системная задача. Первый шаг сделан именно в России в 2024 году в конкурсе "Аэрологистика", организованном Фондом НТИ", - сказал Глеб Бабинцев.

Действительно, помимо "грузовиков", однажды в небе над городами можно будет увидеть и аэротакси. Как отметили в Минтрансе России, они имеют шансы появиться в отдельных городах страны в ближайшие 10 лет при успешной сертификации и инфраструктуре.

Разработки таких аппаратов уже идут. Например, в прошлом году объявили о создании модели одноместного летательного аппарата "Пчелка", который можно будет использовать как беспилотное такси или каршеринг.

"Массовый сервис аэротакси появится тогда, когда технологии и правила станут достаточно надежными и привычными для города. Это постепенный процесс, но направление уже определено: часть городской мобильности перейдет в воздух", - уверен инженер Дирекции "Аэромобильность" МАИ Иван Железняков.

Доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Евгений Сумароков обращает внимание на Китай, где одна из компаний планирует запустить летающий автомобиль в массовое производство к 2026 году. Он уже собрал три тысячи предварительных заказов. Первая партия продукции будет выпущена в Китае, а затем будет рассматриваться вопрос о выходе на международные рынки.

Беспилотные грузовики без водителя могут появиться на дорогах в 2027 году

Транспорт будущего

В концепции развития транспортного комплекса страны перечислены и другие перспективные технологии. С их помощь, например, можно сделать поезд на магнитной подушке, использующий принцип магнитной левитации (маглев). Сейчас такую технологию осваивают в Китае и Японии. Впрочем, как считает Александр Шувалов, на горизонте ближайших 20-30 лет можно ожидать лишь точечное применение технологий маглев - на ограниченных городских и межаэропортовых маршрутах.

Еще один из вариантов транспорта будущего - технология вакуумно-трубопроводного транспорта. Она обсуждалась давно, но получила новый толчок, когда Илон Маск предложил идею создания поездов, передвигающихся по вакуумным тоннелям. Проект назвали Hyperloop, или в переводе "гиперпетля". Это должен быть надземный трубопровод с одиночными капсулами, разгоняющимися до 1200 километров в час.

"Возможно, в будущем конкуренцию железным дорогам составят новые виды транспорта, основанные на технологиях магнитной левитации (маглев) и вакуумно-трубопроводного транспорта. Однако вопрос их широкомасштабного внедрения является задачей не ближайшего будущего из-за высокой стоимости и многочисленных технических проблем, - считает Сергей Румянцев. - На сегодняшний день в мире существуют единичные линии маглева, что же касается Hyperloop, то этот проект пока еще нигде не реализован на практике".

Собянин анонсировал тестирование первого в России беспилотного метропоезда
Транспорт