"Иммерсивные технологии (от англ. immerse - "погружаться") - это совокупность как самих технологий, так и методов обучения, которые помогают максимально приблизить обучающегося к "живой ситуации" в процессе освоения дисциплины, - поясняет Екатерина Воропаева, ведущий методолог образовательных проектов и преподаватель "Академии Слетать.ру". - Это могут быть технологии, позволяющие вести дискуссии с ИИ. Или образовательные тренажеры с виртуальной (VR ) и дополненной реальностью".
Сегодня наиболее активно иммерсивные технологии внедряются в профессиональном и высшем образовании, отмечает заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Виктор Шабельник. Он приводит в пример виртуальные медицинские технологии, где будущие врачи оттачивают навыки и учатся принимать решение, находясь в VR среде. Аналогичные подходы есть и в инженерных специальностях, где обучающиеся управляют сложными механизмами и отрабатывают аварийные ситуации.
Тренажеры используются там, где есть риск для жизни: это медицинские операции, работа с опасным оборудованием на производстве, действия при авариях, поясняет Артем Егоров, руководитель лаборатории иммерсивных технологий в образовании Школы управления "Сколково".
"Отрабатывается мышечная память в безопасной среде, без угрозы реальным людям. Врачи тренируются на виртуальных операциях сотни раз, прежде чем подойти к настоящему пациенту. Психологи проводят сеансы с ИИ-пациентами в виртуальной обстановке, накапливая опыт на тысячах разных кейсов", - рассказывает Артем Егоров.
Робот-собеседник
Одно из самых интересных направлений - использование иммерсивных технологий и ИИ в роли собеседника. Такие технологии уже внедряются во многих школах иностранных языков, когда ИИ-ассистент помогает студенту в изучении языка, выступая и в роли учителя, и в роли простого собеседника для активации речевого потенциала студента на иностранном языке, отмечает Екатерина Воропаева.
Диалоги с ИИ - это для многих решение так называемого языкового барьера при освоении иностранных языков. И в целом проблемы стеснения, когда не освоивший материал ученик боится задать уточняющие вопросы. "Одной из проблем было то, что студенты стеснялись казаться глупыми и не задавали вопросы по тем темам, с которыми сталкивались. При этом известно, что с ИИ у людей таких барьеров нет - они смело идут к нему за помощью", - рассказывает Максим Куличенко, руководитель команды в сфере ИИ в компании TripleTen.
Переход на личность
Применение ИИ позволяет обеспечить персональный подход в обучении. Алгоритмы анализируют темп и стиль обучения каждого ребенка, подбирая индивидуальные траектории и материалы, говорит Святослав Смирнов, руководитель подразделения "К2 НейроТех". Кроме того, ИИ лежит в основе адаптивного обучения, когда платформы в реальном времени подстраивают сложность заданий под успехи ученика, а также используется для создания интерактивного контента - генерации задач, симуляторов и виртуальных лабораторий.
В целом эксперты обращают внимание на то, что консервативные методы преподавания постепенно уходят в прошлое. "Еще недавно считалось, что аутентичные кембриджские и оксфордские курсы - эталон качества, но сегодня они постепенно утрачивают свою актуальность, - констатирует Лариса Микаллеф, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ. - Современные педагоги уже создают собственные курсы и учебники с помощью инструментов искусственного интеллекта, и эти материалы не уступают зарубежным аналогам ни по качеству, ни по разнообразию".
Собственные ИТ-продукты
Сегодня мировые разработчики программного обеспечения сосредоточены на создании новых иммерсивных решений на базе ИИ. "Появился режим обучения (study mode), где ты не просто получаешь готовый ответ, а разбираешь тему через систему заданий. Это работает для любых навыков, которые понятно описаны человечеством: дизайн, финансовая грамотность, маркетинг, работа с данными", - рассказывает Артем Егоров.
Российские университеты и компании тоже активно создают свои решения в области ИИ, отмечает Виктор Шабельник. По его словам, рождение таких инноваций именно внутри университета позволяет ориентировать продукт на образовательную среду, а не на коммерцию.
Отечественные иммерсивные технологии для обучения носят уже не единичный характер. "В России есть свои игроки, например, стартап из Санкт-Петербурга создает VR-тренажеры для обучения сотрудников общению с клиентами, ведению переговоров, тренирует диалоги на английском, - отмечает Артур Кольцов, сооснователь маркетплейса нейросетей Chad AI. - Одна из крупнейших компаний запустила инструменты для учителей: нейроквизы, где ИИ сам создает тесты из учебного материала за минуты, нейродетектор, который видит, когда ученик переборщил с помощью ИИ, а также помощника по информатике, который объясняет сложные темы".
Отечественные продукты есть и на рынке медобразования. "Например, VR-тренажеры для обучения хирургов и медсестер, - рассказывает Кирилл Пшинник, сооснователь и гендиректор университета Zerocoder. - Рейтинг российских ИИ-стартапов в здравоохранении включает множество разработчиков нейросетевых решений для медицины, и все они работают на диагностику и обучения на базе ИИ".
Большинство экспертов считают, что традиционные форматы обучения никуда не денутся. Как и преподаватели не останутся без работы. При этом иммерсивные технологии сделают качество обучения выше, а знания учеников - глубже.