Герцог Мантуанский развлекается с самыми красивыми женщинами двора. Веселье разрывают проклятья графа Монтероне за поруганную честь дочери. Придворный шут Риголетто высмеивает убитого горем отца, не подозревая, что его ждет еще более жуткая судьба. На нижегородской сцене - атмосфера мрачной роскоши, от изобилия которой возникает ощущение удушающего, безразличного богатства.
Риголетто не горбун - приходя домой, снимает горб как рабочую спецодежду. И становится понятно, что его судьба, приведшая на подобную службу, изначально была непроста. Нас заставляют задуматься над тем, за какие грехи герой лишается самого дорогого ему человека. Риголетто осознанно служит злу, потешаясь над униженными и оскорбленными.
При этом Герцог, наслаждаясь жизнью, искренне не разумеет, что кто-то может испытывать боль от его гедонистических развлечений. В отличие от Риголетто, который упивается своими "должностными обязанностями". Его Джильда - ангел во плоти, посланный во спасение души Риголетто, молит отца отказаться от мести, не лишать юношу дара жизни.
А ведь у Риголетто был спасительный шанс расслышать такие важные слова своей Джильды: "Простите, отец, и вас Бог простит". Но Риголетто глух. И Джильде суждено погибнуть, подарив спасение для Герцога, от которого она получила жестокий урок взросления.
"Риголетто" - феноменальная опера. И дело не только в ее хитовой популярности. Эта опера, где нет ни одной случайной ноты, бессмысленных длиннот и сентиментальной пустоты. И в новой постановке практически нет изъятий из партитуры. За исключением разве что нескольких фраз Герцога, которые купируются традиционно. И, безусловно, очень трудно и ответственно браться за исполнение оперы, знающей десятки воплощений, признанных конгениальными. А когда ставка театром делается исключительно на своих солистов, да еще в нескольких составах, это всегда превращается в искусство компромисса, который Нижегородскому театру вполне удался.
Оркестр LVS Дмитрия Синьковского увлекает поиском любопытных колористических и динамических нюансов, раскручивающих маховик ужасающей трагедии. Впечатляюще звучит мужской хор (хормейстер Арина Мирсаетова).
А вот "сыгранности" с солистами пока заметно не хватало. Самый трогательный образ - это, конечно, Джильда - более уверенная Айгуль Хисматуллина и очень трепетная, рвущаяся к новой жизни Галина Круч, хотя для обеих певиц пока вокальные сложности партии, прежде всего, знаменитого монолога Caro nome, остаются актуальными. Оба Риголетто (Константин Сучков и Олег Федоненко) совсем не старики. Они полны сил и воплощают формулу "взрослая дочь молодого человека". Знаменитую арию Cortigiani, vil razza dannata исполняют, явно ориентируясь на лучшие образцы. Равно, как и Герцоги Мантуанские (Сергей Кузьмин и Владимир Куклев). Но происходит это с разной степенью успешности.
Небольшую партию Маддалены отлично представили Наталия Ляскова и Карина Хэрунц, сыграв роль вульгарной, но чувствительной красавицы, повелевающей братом-бандитом Спарафучиле (Георгий Екимов и Александр Воронов), руками которого и свершается убийство, переворачивающее мир людей навсегда.
Самое страшное начинается в тот момент, когда шут уже не может смеяться...