Одной из особенностей системы подготовки стало четкое разделение на категории, они определяются сложностью маршрутов, к проведению которых допускается инструктор. Как рассказал корреспонденту "РГ" руководитель регионального центра аттестации "Кавказ" Федерации спортивного туризма России Андрей Шушаро, требования к знаниям и умениям кандидатов напрямую зависят от того, с какими рельефами и рисками тот будет иметь дело.
- Чем сложнее рельеф, тем выше должны быть компетенции и квалификация инструктора. Кандидаты разделяются по уровням. К нашей горной элите - инструкторам, претендующим на аттестацию для прохождения маршрутов четвертой категории, - было особое отношение: задания повышенной трудности заставили их включить все свои ресурсы, - отметил Шушаро.
Инструкторы, работающие на трекингах, например, в Архызе или Красной Поляне, проходят обучение и проверку по простой программе. Те, кто собирается водить группы на такие вершины, как Эльбрус или Казбек, обучаются и сдают экзамены по более сложной схеме. Чтобы получить возможность работать на маршрутах высокой категории, будущий инструктор должен доказать наличие нужного опыта и компетенций. К аттестации на высшую, четвертую категорию допускаются только те, у кого есть справки, удостоверяющие их участие в соответствующих экспедициях и руководство ими.
- В законе жестко прописано: соискатель для получения категории должен предоставить документы, подтверждающие его опыт, в том числе спортивный. Это справки о совершенных ранее турах определенной категории сложности и о том, что он возглавлял группу. Люди без предварительного опыта не допускаются в принципе к аттестации на высшие категории, - пояснил руководитель центра "Кавказ".
Экзамены организовали на трех площадках - камне "Некантуй", леднике Кашкаташ и полигоне "Скальная лаборатория". Продолжались они пять дней. График был насыщенным. Большое внимание уделялось вопросам безопасности, отработке алгоритмов оказания первой помощи, умению планировать маршрут и работать с командой. В дневное время все задания проходили на местности, а вечером - в классах и учебных залах.
Важная часть экзамена - комплексная проверка знаний. Она построена таким образом, чтобы увидеть, как инструктор реагирует на реальные вызовы. Акцент делается на практических ситуациях и задачах, максимально приближенных к действительности.
- Система оценки у нас не как на обычном экзамене - вытащил билет и ответил. У нас каждый аттестуемый должен выполнить все задания и ответить на все вопросы. Наша главная цель - добиться того, чтобы инструктор был способен обеспечить максимальную безопасность на реальном маршруте. Но он не сможет это сделать, если есть пробелы в подготов- ке, - пояснил Андрей Шушаро.
Эксперты отдельно подчеркивают значимость навыков работы с группой. Технические знания и оказание первой помощи - базовые умения. Но нужны еще и правильный диалог с туристом, грамотное объяснение задач. Безопасность во многом зависит от такой коммуникации.
Во время аттестации из незнакомых друг другу людей за короткое время сформировалась сплоченная команда, способная решать самые разные задачи на маршрутах. Полученная квалификация открывает перед инструкторами новые возможности, а расширение профессионального круга знакомств помогает развитию туризма в целом.
Этот год стал уже третьим по счету, когда РЦА "Кавказ" организует аттестации. Всего в трех потоках такие испытания прошли около 50 человек, в следующем году планируется набрать четыре потока и увеличить охват. Спрос объясняется ужесточением требований: до 2026 года действует переходный период, но уже совсем скоро на любые сложные маршруты будут допускаться только инструкторы с подтвержденной категорией и опытом.