18.11.2025 17:22
СЗФО

В Калининграде откроют выставку об экспедиции электрохода "Обь" в Антарктиду

Текст:  Денис Гонтарь (Калининградская область)
В истории самого западного региона страны есть удивительная дата: 30 ноября 1955 года из Калининграда в сторону Антарктиды выдвинулся дизель-электроход "Обь", положивший начало знаменитой комплексной экспедиции. Это первое судно, которое доставило на Южный полюс все необходимое оборудование для строительства антарктических станций, родоначальница которых получила название "Мирный". В преддверии юбилейной даты калининградский Музей Мирового океана решил организовать выставку, посвященную событиям тех лет, которая откроет двери для всех желающих 27 ноября в Главном корпусе. О необычном пути электрохода, его связи с российским эксклавом и будущей экспозиции рассказал генеральный директор музея Денис Миронюк.
Денис Миронюк: "Калининградцы могут легко добраться до Антарктиды, и электроход "Обь" это доказал". / Пресс-служба Музея Мирового океана
Читать на сайте RG.RU

Денис Алексеевич, расскажите подробнее об этом судне. Как его история перекликается с Калининградской областью?

Денис Миронюк: Думаю, что начать стоит с технических характеристик. "Обь" - это второй дизель-электроход в серии судов типа "Лена". Он являлся флагманом советских антарктических экспедиций на протяжении 20 лет - с 1955 по 1975 год. Практически сразу после постройки его переоборудовали в экспедиционно-исследовательское судно на Рижском судоремонтном заводе. Тогда на "Оби" разместили девять лабораторий: гидрологическую, метеорологическую, геофизическую, гидрохимическую, биологическую и другие.

Все это позволило электроходу стать флагманом первой комплексной антарктической экспедиции, которая стартовала в 1955 году как раз в Калининграде. Для жителей региона это стало настоящим событием. В Калининградский рыбный порт приходили целыми семьями, чтобы проводить судно в экспедицию. Для многих калининградцев оно тогда стало родным.

В итоге за два десятилетия своей работы электроход побывал в 35 морях, посетил 46 портов в 29 странах мира, 38 раз пересек экватор, десятки раз - Северный и Южный полярный круг. Экипаж "Оби" совершил более 70 географических открытий.

Так что можно с уверенностью сказать, что советское исследование Антарктиды началось с Калининградской области.

Что подвигло Музей Мирового океана на создание отдельной экспозиции? Все же "Обь" никогда не была экспонатом в отличие от, например, легендарного "Витязя".

Денис Миронюк: Вы на самом деле удачно упомянули научно-исследовательское судно "Витязь", поскольку именно его проект был взят за основу во время обустройства лабораторий на "Оби". Поэтому для нас электроход имеет большое значение и в какой-то степени является родным.

Ведь в полярных экспедициях на судне участвовали ученые-"витязяне", как мы их называем, среди которых были будущие академики и члены-корреспонденты Академии наук СССР. Вот имена лишь некоторых из них: Александр Васильевич Живаго, Владимир Григорьевич Корт, Кирилл Владимирович Морошкин, Михаил Евгеньевич Виноградов, Александр Петрович Лисицын, Анатолий Петрович Андрияшев и многие другие.

Электроход "Обь" фактически дал старт масштабному исследованию Южного полюса. / Из фонда Музея Мирового океана

В Международный геофизический год, который длился с 1957-го по 1958-й, "Витязь" и "Обь" работали вместе. В нашем музее сохранились подлинные радиограммы, которыми обменивались ученые двух легендарных научных судов.

Для нас это уникальная возможность показать преемственность и масштаб тех исследований, которые проводили советские ученые в Мировом океане. Не стоит забывать, что в 50-е страна все еще была измучена последствиями страшной Великой Отечественной войны и продолжала восстанавливаться. Однако, даже несмотря на это, ставились такие масштабные и грандиозные задачи, как покорение и изучение Антарктиды. Это восторгает, покоряет и вдохновляет.

Какие экспонаты, посвященные электроходу "Обь", уже есть в фондах музея?

Денис Миронюк: Их достаточно много. Конечно, это элементы судна: иллюминаторы, палубные светильники и многое другое. Кроме того, мы сохранили большое количество личных вещей участников экспедиций, их дневники, грамоты, фотографии, оригинальную полярную одежду. Есть у нас и предметы быта, которые характеризуют то время, - различные подстаканники или, например, запонки.

Строительство первой станции "Мирный" послужило импульсом к тому, чтобы про советскую Антарктиду заговорили. Это очень заметно в промышленной продукции того времени: часы с изображением белого материка, всевозможные открытки, конверты, почтовые марки. Все это хотим показать.

Экспедиция на легендарном судне воодушевила многих советских ученых и исследователей. / Из фонда Музея Мирового океана

Но кроме уже упомянутых вещей особую ценность представляют альбомы, которые делали члены экспедиций во время рейсов. Помимо фотографий с портов, где побывал электроход "Обь", есть изображения членов экипажа: командного, научного составов, электромехаников, медиков, матросов. Когда всматриваешься в лица на фотографиях, понимаешь, насколько смелыми, отважными и сильными духом были эти люди. Ведь многие из них являлись участниками Великой Отечественной войны, потеряли там своих близких, но смогли найти в экспедициях новый смысл жизни.

Мы хотим особенно подчеркнуть в канун 80-летия нашего региона, что Калининградская область - это морской и рыбацкий регион. Такие выставки лишний раз доказывают этот факт.

Появятся ли совершенно новые предметы, которые приобрели специально для предстоящей выставки?

Денис Миронюк: Обо всех мы пока не можем говорить, оставим небольшую интригу. Но особое место в экспозиции займет техника. Ведь на борту "Оби" в то время находились тракторы, легкомоторные самолеты, грузовики и легковые автомобили-вездеходы, помогающие в исследовании Антарктиды.

Как раз один из таких знаменитых советских внедорожников - ГАЗ-69А - совсем недавно поступил в наш музейный фонд. Он в прекрасном состоянии, на ходу, с работающим двигателем, оригинальными комплектующими. Этот автомобиль мы хотим представить перед входом в Главный корпус на набережной Петра Великого, который проложит своеобразный путь к экспозиции, развернувшейся внутри здания. С него начнется рассказ о советской науке и технике.

Справка

Станцию "Мирный", которую построили благодаря экспедиции дизель-электрохода "Обь", назвали в честь одноименного парусного шлюпа, который совместно с аналогичным судном "Восток" был участником Первой русской антарктической экспедиции 1819-1821 годов, подтвердившей существование шестого материка. Гидрологи, метеорологи, географы, биологи, химики, морские геологи - всех интересовали происхождение и особенности Белого континента. Так, в ходе исследования морского дна и береговой части Антарктиды был обнаружен каменный уголь, являющийся продуктом разложения растений, затопленных в древних торфяных болотах. Это стало для ученых доказательством существования гигантских папоротниковых лесов и других пород деревьев, давно исчезнувших с лица Земли. Также состоялось знакомство советских исследователей с уникальной фауной материка: от китов до морских тараканов, не исключая и коренных жителей материка - пингвинов.

Кстати

На выставке "К берегам Антарктиды" будут говорить не только об истории, но и о сегодняшнем дне. Среди интересных экспонатов - международный договор об Антарктиде 1959 года, в разработке и подписании которого Советский Союз сыграл одну из ключевых ролей. Согласно действующему документу Антарктида признается демилитаризованной зоной - местом, свободным от ядерного оружия. Существующие на материке базы различных государств (только у России их семь) могут быть исключительно научно-исследовательскими. Кроме того, здесь запрещена добыча полезных ископаемых. Мораторий временный и действует до 2048 года.

Реклама, ФГБУК "Музей–заповедник "Музей Мирового океана", ИНН 3906027695
erid:F7NfYUJCUneTTU5mUS3A
СЗФО Калининградская область