К выходу на экраны готовится фильм "Жемчуг", в котором главную роль играет Светлана Ходченкова - заслуженная артистка России и амбассадор бренда Cluev. Как вы начали сотрудничество с ней?
Илья Клюев: Мы уже раньше были знакомы со Светланой и не скрывали взаимных симпатий. Мне очень близко ее творчество в кино, а Светлана интересовалась украшениями Cluev. Нужно сказать, что на протяжении четырех лет она была амбассадором и лицом Bulgari в России. Для любой звездной актрисы сотрудничество с ювелирными брендами вполне традиционно, оно предполагается равноправным и взаимовыгодным. У Светланы не было недостатка предложений от российских ювелирных компаний массового и среднего сегмента, но после Bulgari понижение статуса партнера могло отрицательно сказаться на репутации актрисы, чего люди искусства всегда опасаются. При выборе ювелирного партнера для съемок фильма "Жемчуг" Светлана получила возможность ознакомиться с коллекциями Cluev. Нам приятно было ее удивление, что в России, оказывается, есть украшения и сервис мирового уровня. Скажу честно: для нас это не было открытием. У нас большой опыт работы в ювелирной сфере в Европе. Мы изначально поставили цель создать российский бренд с лучшими мировыми практиками в изготовлении украшений и в сервисе, но с русской широтой души и вдохновением.
После того как несколько лет назад мы приняли решение превратить Cluev из закрытого элитарного ювелирного клуба в национальный люксовый бренд, нам нужен был партнер и друг, который разделяет наши ценности и сможет передать потенциальным клиентам наше ювелирное послание. Светлана Ходченкова идеально подходила на эту важную роль. И после завершения съемок фильма "Жемчуг" мы приняли совместное решение продолжить сотрудничество.
На вопрос о роли жемчуга в фильме Светлана ответила, что это символ внутренней правды: "Его невозможно огранить - он создается из боли, времени и тишины". А вы как ювелир в чем видите его значение?
Илья Клюев: Жемчуг с древних времен символизирует материнство и женственность. Он рождается в материнской раковине и соткан из перламутра. Жемчужина, согласно современным исследованиям, возникает не просто из-за попадания песчинки внутрь раковины, а как защитная реакция моллюска на боль и повреждение своего тела. Перламутр выделяется для залечивания раны, в прямом смысле. Так образуется любой жемчуг - дикий или культивированный.
Я полностью согласен со Светланой: путь к внутренней правде и пониманию самого себя, к началу исправления своей души происходит через боль и большую внутреннюю работу. Ее можно сравнить с образованием жемчужины в раковине. Мы чувствуем боль, ищем вызывающие ее причины - и часто находим их в других людях или жизненных обстоятельствах. Но на самом деле эта боль - всегда следствие наших неправильных мыслей, слов и поступков. Опыт боли помогает нам найти единственно верный путь через переосмысление и исправление своей жизни. И тогда боль уходит, приходят радость, мир, покой, любовь. Или мы не находим этого пути, обвиняя во всем кого угодно, только не себя, и тогда со своей болью ходим в жизни по кругу.
Я бы сказал, что жемчуг - символ преображения человеческой души через веру, надежду и любовь. И будем помнить, что любовь выше веры и надежды.
Как жаль, что рассуждения о смысле украшений можно услышать гораздо реже, чем об их стоимости! Наверное, не случайно в истории человечества драгоценности играли статусную роль? Не зря их с такой настойчивостью изучают археологи?
Илья Клюев: Отношение общества к ювелирному искусству, будь то в древности, средние века или в наше время, полностью характеризует степень развития этого общества. Какие украшения, как их носят - это показывает, насколько велика потребность в гармонии и красоте, насколько общество способно создавать ювелирное искусство. Не зря же в музеях любой страны хранятся образцы украшений, которые носили ее жители. Они говорят о статусе и принадлежности к определенному слою. То, что могли носить потомственные дворянки, не могли надеть купчихи, сколько бы денег ни было у их мужей. Драгоценности передавались по наследству и несли в себе родовую память - в этом был их важнейший смысл.
Сегодня при создании ювелирных украшений новым российским люксовым маркам нужно постоянно быть на связи со своим прошлым и через свое искусство раскрывать смыслы этого прошлого для клиентов в настоящем. Можно начать с бескрайних просторов русской литературы, потом вдохновиться живописью, музыкой, балетом. Важно лишь не останавливаться на внешней форме и заученных словосочетаниях, а "копать глубже". Тогда ювелирное искусство в России займет свое место в коде национальной идентичности. Именно тогда - и только тогда - мы сможем серьезно заявить о себе на международной арене.
12 лет назад Илья Клюев перенес производство из Италии в Россию, посчитав, что отечественный бренд должен создавать украшения в своей собственной стране. Сейчас в ювелирных мастерских трудится более 50 человек.