А как было до сих пор? Школьники, завалившие экзамены после 9-го класса оставались не у дел: поступить в колледж нельзя, так как там требуется аттестат, на работу в 15-16 лет тем более без особых умений не устроишься, а пересдать экзамены можно только через год. По сути - год уходил в никуда.
- Предложенные поправки в закон об образовании расширяют возможности получения девятиклассниками профессии, - отметил министр просвещения Сергей Кравцов. - Ребята смогут развить практические навыки параллельно с подготовкой к пересдаче экзамена.
Важно: список профессий, на обучение которым будут принимать провалившихся на экзаменах ребят, составят в регионах - четко под кадровые потребности местных предприятий.
- Значит, выпускники приобретут не только реальные навыки, но и получат возможность гарантированного трудоустройства, - подчеркнул министр.
"РГ" узнала, что думают об этом эксперты.
По мнению первого проректора Государственного университета просвещения Евгения Малеванова, это реальное "спасение" для ребят, которые оказались в тупике: нет документа об окончании 9 классов, значит, не возьмут на квалифицированную работу.
- Для таких ребят это еще и возможность стать опорой для семьи, стать самостоятельным, зарабатывающим деньги активным гражданином страны. А потом через несколько лет вернуться к вопросу о продолжении образования. Или продолжить строить свою карьеру, - говорит Малеванов.
Заведующий Региональным центром развития студенческого самоуправления учреждений СПО Тульской области Роман Вепринцев считает принятие поправок очень своевременным и гуманным решением.
- Вместо того чтобы оставлять подростка в социальном вакууме - "не сдал, и что дальше?" - система протягивает ему руку. Мы убираем ключевой стрессовый фактор - потерю года и ощущение себя неудачником, - подчеркивает эксперт. - Главный плюс - сохранение образовательной и социальной траектории. Подросток не выпадает из системы, а переходит в ее практическое русло, где получает конкретную профессию. Это колоссальный психологический якорь. Он уже не "двоечник", а, условно, "помощник сварщика" или "ученик повара" с реальными перспективами.
Но здесь кроется и главный вызов - для регионов. От того, насколько качественно и осмысленно они сформируют перечень профессий и подберут колледжи-исполнители, зависит успех всей инициативы.
- Если это будут устаревшие или невостребованные рынком специальности, эффект будет нулевым, - предупреждает Вепринцев. - Нужны современные, актуальные программы, за которыми стоит реальный работодатель. Главное - наполнить предложенный механизм качественным содержанием, чтобы он не превратился в формальную "отсрочку" для галочки.
Еще на один острый момент, который нельзя не учитывать, обратила внимание директор Череповецкого технологического колледжа Елена Егорова.
- На мой взгляд, получение первой профессии школьниками, которые не сдали ОГЭ, не панацея. К сожалению, такой ученик уже и так испытывает сложности с учебой и, видимо, мотивацией к ней. Насколько он будет мотивирован к освоению еще и программы профессионального обучения? - комментирует Егорова. - И еще один важный участник данного процесса - родитель. Обязанность по получению ребенком основного общего образования никто не отменял. Почему-то есть ощущение, что, выбирая между репетиторами для пересдачи ОГЭ и освоением программы профессионального обучения, они выберут первый вариант.