19.11.2025 15:27
Власть

Леонков: Не исключено, что российский боевой авиапарк ожидают серьезные перемены

Текст:  Алексей Леонков (военный эксперт, редактор журнала "Арсенал Отечества")
Новость о первом полете легкого истребителя пятого поколения Су-75 Checkmate, который, возможно, будет проведен уже в начале 2026 года, приятно обрадовала. Появление в России однодвигательного самолета пятого поколения заметно улучшит разнообразие применения нашей боевой авиации. Конечно, у нас на вооружении уже стоит проверенный в боях двухдвигательный тяжелый истребитель пятого поколения Су-57. Вместе с тем опыт современных боевых конфликтов показывает, что в воздухе также востребованы легкие однодвигательные истребители, на которых ложится основная нагрузка боевой работы. Сейчас в мире существует только один однодвигательный истребитель пятого поколения - американский F-35 Lightning II. Возможно, Checkmate составит ему конкуренцию на международном рынке.
Алексей Леонков / Россия24
Читать на сайте RG.RU

Один из многочисленных плюсов нового легкого истребителя - его цена. Однодвигательные самолеты всегда дешевле, чем двухдвигательные. Они также проще и дешевле в эксплуатации. Вместе с тем боевая нагрузка такого самолета практически соизмерима с его двухдвигательными собратьями. Решение о создании самолета такого типа лежало на поверхности, главное, чтобы теперь это удачно воплотилось в жизнь. Если все пройдет успешно, не исключено, что российский боевой авиапарк в будущем ожидают серьезные перемены. Как известно, Checkmate это многофункциональная платформа нового поколения. То есть самолет можно подготовить под запросы любого заказчика.

Checkmate будет способен нести ракетно-бомбовое вооружение и выполнять боевые задачи в радиусе 1,5 тыс. км с скоростью до 2 в числе Маха. Истребитель способен одновременно атаковать до шести целей в воздухе, воде и на суше. Главными особенностями Checkmate являются однодвигательная силовая установка и широкое применение технологий искусственного интеллекта. Разработчики утверждают, что самолет получит возможность выполнять групповые действия с пилотируемыми и беспилотными машинами, объединенными в единую информационную систему. Предполагается, что истребитель будут выпускать в трех модификациях: одноместной, двухместной и беспилотной.

Новейший истребитель "Сухого" Су-75 Checkmate

Единственный вопрос сейчас возникает к "сердцу" самолета - его двигателю. Пока заявляется, что в качестве силовой установки будет использован двигатель для самолетов поколения 4++. Несомненно, он неплох, но не дает всех плюсов двигателя 5 поколения. То есть способности двигаться на сверхзвуке на крейсерской скорости. Скрытности от радаров противника. Сейчас мы испытываем новый двигатель для самолетов пятого поколения АЛ-51Ф-1 с плоским соплом. По прогнозам, он может поступить на вооружение до 2027 года. Внедрение АЛ-51Ф-1 улучшит характеристики малозаметности, облегчит сверхзвуковой крейсерский полет, снизит эксплуатационные расходы и потребности в техническом обслуживании, увеличит мощность бортовых систем, включая радары, и значительно улучшит дальность полета и летные характеристики.

Также возникают вопросы по внедрению самолета в серию. Сколько лет может пройти от первых испытательных полетов до массового выпуска, пока не известно.

Вместе с тем появление в 2026 году живого конкурента американскому F-35 может создать неплохой ажиотаж в зарубежных странах, традиционно ориентирующихся на российский экспорт, и создать неплохой портфель заказов. Это может подстегнуть производителя ускорить выпуск самолета.

Леонков: Отразить удар "Буревестника" даже в отдаленной перспективе невозможно
Армия