19.11.2025 05:19
Культура

Косторезы Чукотки начали осваивать новые сюжеты

Текст:  Александра Казакова (Чукотский АО)
Российская газета - Неделя - Дальний Восток: №263 (9802)
Уэленская косторезная мастерская представила свои последние работы. К традиционным композициям, которые принято было наносить на бивни и кости моржей, сегодня добавились актуальные - проводы чукотских парней на СВО.
Александра Ныпевги: Среди красивой природы невозможно не творить. / Ирина Троценко
Читать на сайте RG.RU

Директор Уэленской косторезной мастерской Александра Ныпевги объясняет: сюжеты диктует сама жизнь. Хотя и в них мастера придерживаются установленных канонов.

Рисунок на бивне разглядываешь слева направо. Поэтому сначала видишь размеренную жизнь в тундре: ярангу, возле которой что-то готовит на костре старец, потом замечаешь, что из жилища спешат выйти и попрощаться с родными мужчины в теплой национальной одежде, а рядом заливается лаем не понимающий этой суеты пес. На самом краю костяного "полотна" чукчей уже ждет вертолет.

- Конечно, в Уэлене давно уже не живут в ярангах. Это мы так обыграли сюжет проводов бойцов на СВО, добавив в него традиционные мотивы. С другой стороны бивня изображены чукотские женщины, которые плетут маскировочные сети. Таковы реалии современной жизни - косторезы всегда откликаются на происходящее, - говорит Александра Ныпевги.

Сарафанное радио заставило читинку уйти из казначейства и открыть ателье

Уэленская косторезная мастерская потихоньку подбирается к столетнему юбилею. Ее открыли в 1931 году, хотя местные умельцы славились своими работами и до появления предприятия. Первые изделия, произведенные в мастерской, хранятся в музее косторезов.

Сюжеты, изображенные на костях, читаются, как сказки. / Ирина Троценко

- Сегодня коллектив уже не такой большой, как прежде, - десять человек. Все они - дети и внуки тех, кто стоял у истоков. В селе процентов 70 населения прошло через предприятие. Мастерство передается от поколения к поколению, в нашем Уэлене талант впитывается с молоком матери. Кажется, малыша посади к станку, и он будет творить! Ребятишки интересуются косторезным искусством, у нас при мастерской есть детская школа искусств, куда ученики спешат после уроков - подрастает смена. Я все детство провела здесь, очень нравилось наблюдать, как работают косторезы и граверы, - признается Александра Ныпевги.

В селе Уэлен невозможно не творить - это самая восточная точка страны. Населенный пункт вытянут на косе, расположенной в трех метрах над уровнем моря. Здесь начинается утро - встающее солнце видят сначала чукчи Уэлена, а затем уже вся Россия.

- У нас очень красиво, наверное, поэтому здесь так много талантливых людей. Косторезное искусство - наше национальное. Село живет добычей кита и моржа, их мясо идет в пищу, а кости - на изделия. Мы не работаем на продажу. Получаем заказы и выполняем. В год примерно 165 заказов, в основном для выставок, - объясняет директор мастерской.

Чукотский ансамбль "Эргырон" представил номер с погибшим на СВО артистом

Работа над бивнем - неспешная и кропотливая. Кость - не такой уж послушный материал. С бивнем надо обращаться аккуратно, чтобы не разбился и не раскололся.

Мастерская зависит от удачи морзверобоев - добыли моржа, значит, будет основа для новых сюжетов. Но сначала кости дают вылежаться года два. Из нее должна выйти влага, иначе лопнет при нанесении изображения.

С недавних пор к традиционным историям на бивнях добавились сюжеты про СВО. / Ирина Троценко

- Исторически гравировали так: в ярангах делали костер в центре, жирник (масляная лампа, светильник) нагорал, сажей рисовали по кости. Сейчас мы делаем цветные работы. По традиции наносим гравировку когтем. У каждого он свой. Коготь из металла, тонкий, похожий на соколиный, которым работаешь десятилетиями. На подготовленную поверхность наносится рисунок, потом он процарапывается. Затем кисточками рисуем сверху. Если провести пальцами по бивню, то почувствуешь тоненькие силуэты, - показывает мастерица.

Традиционно на бивнях моржа и костях кита чукчи изображали сюжеты, которые можно было читать, как книги. Детишки привыкали к сказкам, рассказанным на костях, а не почерпнутых в библиотеке. Пробуем "прочитать", держа в руках тяжелый бивень. Не получилось.

В Анадыре начался Всероссийский культурный форум коренных малочисленных народов

- Да здесь же все просто, - смеется Александра Ныпевги и демонстрирует, как надо.

Оказалось, нам досталась сказка про медведя и лису. Косолапый посмеялся над ней, мол, женщине никогда не стать охотником. Из хвастовства загарпунил пробегавшего мимо оленя, а лиса в ответ загарпунила мышку. Тут медведю пришлось признать ее умение - попасть в маленькую цель сложней.

- Понимаю, что вам жалко и оленя, и мышку, тем более они такие красивые, в национальных костюмах. Но у чукчей с детства все так или иначе касается охоты - сам образ жизни связан с ней. Береговые чукчи ловят, тундровые - охотятся. Так что здесь нет жестокости. Правда, мы потом переделывали слегка свои сказки для современных людей, особенно для европейцев, чтобы их не шокировать. Сама, помню, любила в детстве "читать" клыки, где были истории про келе - злого духа, который всегда какие-то гадости устраивал: то девочек украдет, то спрячет кого-то либо подвесит. В советское время у чукотских граверов был норматив - придумать по одной авторской сказке в месяц и изобразить. Ничего, справлялись, - рассказывает Александра Ныпевги.

Компанию бивням с нанесенными тонкой паутинкой сюжетами всегда составляют веселые пеликены - пузатенькие и довольные жизнью божки. Их обязательно берут с собой на выставки и вообще в дорогу - чукчи верят, что они отгоняют злых духов и приносят счастье.

На Чукотке заложат капсулу времени к 95-летию автономного округа

Кстати

Работы уэленских мастеров можно встретить в крупнейших музеях России и мира. Два года назад местные умельцы создали первую в мире марку из моржового клыка. Ее презентовали на выставке-ярмарке народных художественных промыслов в Москве. Толщина марки - всего два миллиметра, размер - четыре на пять сантиметров. На ней изображен ворон Кутх - в чукотской мифологии он считается прародителем человечества. Эту уникальную и тончайшую работу выполнили Александра Ныпевги и ее коллега - гравер 6-го разряда Степан Иргутегин.

Народные промыслы Чукотский АО