19.11.2025 09:00
Общество

Почему горные офицеры рангом были выше армейских

Почему горные офицеры рангом были выше армейских
Текст:  Сергей Зюзин
Российская газета - Неделя - Сибирь: №263 (9802)
Промышленное развитие Западной Сибири началось во второй половине XVIII века, когда на юге региона сформировался крупнейший в России сереброплавильный комплекс. Десятки тысяч приписных крестьян и тысячи мастеровых преумножали богатство страны, пополняя царскую казну серебром. Работой огромного ведомства руководила сравнительно небольшая группа горных офицеров. Именно они во многом определяли развитие Западной Сибири, и не только экономическое, но и научное и культурное.
На картине Алексея Дрилева "Бал горных офицеров в Дворянском собрании Барнаула второй половины ХIХ века" можно найти и писателя Федора Достоевского (в левой части) / Архив Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая
Читать на сайте RG.RU

Об этой элите кандидат исторических наук, заведующий кафедрой историко-культурного наследия и туризма Алтайского государственного педагогического университета Аркадий Контев может рассказывать часами.

- В истории Колывано-Воскресенских заводов можно выделить три основных источника формирования корпуса горных офицеров. Первый - привлечение иностранных специалистов. Второй - перевод специалистов с других заводов. Третий - подготовка местных кадров, - говорит Аркадий Васильевич.

Масштабы производства требовали привлечения высококвалифицированных кадров. Поэтому в Указе императрицы Елизаветы от 1 мая 1747 года предписывалось "принять на нашу службу" саксонских мастеров, заключив с ними контракты, "что быть им вечно в службе нашей". Однако иностранцы отказывались подписывать контракты на условиях вечной службы. Так, сын выходца из Германии, горный специалист, первый командир Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр позже признал, что ему пришлось в нарушение указа подписать контракты с некоторыми иноземцами на их условиях, "чтобы таковых надобных людей из России не упустить".

Как правило, контракт подписывался на шесть лет. Работнику, помимо хорошей зарплаты, предоставлялась казенная квартира, дрова для ее отопления и даже свечи. До 1786 года на контрактах в Колывано-Воскресенских заводах служили восемнадцать саксонцев. К концу XVIII века, когда заводы уже во многом были обеспечены местными кадрами горных офицеров, начальство пошло на сокращение служащих по контракту, оставляя лишь самых высококвалифицированных специалистов.

Путешествие в Сибирь длиной в тысячи лет раскрыло исследование

Вторым источником пополнения штата горных офицеров стал перевод кадров с других заводов России. При этом у самого работника согласия не спрашивалось, достаточно было решить вопрос с начальством. Так, в 1747 году направлявшийся на Алтай Андреас Беэр "прихватил" с собой и принял в штат Колывано-Воскресенских заводов асессора Андрея Порошина, геодезии прапорщика Пимена Старцова и 17-летнего "механического ученика" Ивана Ползунова, будущего изобретателя паровой машины.

Кабинет императрицы и горное начальство всеми силами пытались привлечь на горную службу достойных офицеров, но поначалу она не пользовалась популярностью у дворян, которые гораздо охотнее шли в армию. Указом Елизаветы Петровны от 12 января 1761 года горные офицеры Колывано-Воскресенских заводов были приравнены к офицерам артиллерийских и инженерных войск и фактически стали на ранг выше пехотных армейцев. Патенты на чины были выданы 21 специалисту. В новом статусе они стали получать "сверх окладного жалованья - денщиков и деньги, как на жалованье оным, так и на рационы". Престиж горного офицера сразу вырос.

Горным ведомством активно велась подготовка местных кадров. Введенная Петром I система продвижения по службе, основанная на личных заслугах, позволяла подняться по "Табели о рангах" даже выходцам из низших слоев, коими были, например, сын екатеринбургского солдата Иван Ползунов и сын мастерового Полевского завода Козьма Фролов, в 1790 году назначенный руководителем работ на всех рудниках Алтая.

В 1941 году сотни предприятий были перевезены на Урал и в Сибирь

Первое время подготовка специалистов проходила индивидуально. По контракту каждый иностранный мастер обязывался подготовить нескольких работников "российской нации". После того как в 1773 году в Санкт-Петербурге было учреждено Горное училище (с 1833 года - Горный институт), появилась возможность вести целенаправленную подготовку специалистов. В этом учебном заведении для Колывано-Воскресенских заводов ежегодно имелись три вакансии для детей горных офицеров. С 1785 года появилась возможность готовить специалистов в Барнауле - открылось "Благородное горное училище", в котором преподавали впоследствии известные миру ученые, академики: физик-экспериментатор, электротехник Василий Петров, а также этнограф, археолог и тюрколог Василий Радлов, о котором "РГ-Неделя" рассказала 10 сентября 2025 года. Но потом социальный лифт перестал работать.

- В 1834 году в ходе реформы системы чинопроизводства горные офицеры стали называться горными инженерами, а в горном ведомстве страны начинает проводиться политика недопущения в дворянское сословие выходцев из другой среды. Низшим сословиям доступ в разряд горных инженеров был почти перекрыт. Теперь на Алтае уже не могли появиться новые Ползуновы и Фроловы - горные инженеры превратились в узкую корпоративную сословную группу со всеми присущими ей минусами, - отмечает Аркадий Контев.

Благодаря горным офицерам Барнаул считался самым культурным городом Сибири. Федор Достоевский, несколько раз бывавший в городе, тепло отзывался о нем.

Мундиры горных офицеров отличались от армейской формы / Архив АлтГПУ

- Здесь в 1823 году возник первый в Сибири музей, - рассказывает писатель Владимир Токмаков (его новая книга "Мифы и легенды Барнаула" только что вышла в свет). - В городе работали картинная галерея, хор и любительский театр горных офицеров, находившийся в середине XIX века в самом расцвете. При сереброплавильном заводе функционировала публичная библиотека. Еще в XVIII веке появилась первая аптека (в которой, к слову, и Федор Михайлович покупал себе лекарства). Томская газета "Сибирский вестник" заметила однажды: "Иные здешние господа веселились и жили, чуть ли не по-столичному". У барнаульского художника Алексея Дрилева есть картина "Бал горных офицеров в Дворянском собрании Барнаула второй половины ХIХ века". Ее можно увидеть в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. В левом углу картины Алексей Алексеевич изобразил Федора Достоевского, приглашенного в ноябре 1856 года на бал горным начальником алтайских заводов, полковником Андреем Гернгроссом. Картина замечательная, хотя есть небольшой исторический изъян. У писателя видна окладистая борода, хотя Достоевский, получивший чин унтер-офицера, тогда ее не носил, отрастил позже.

Особый промышленный строй просуществовал на Алтае до 1860-х годов, когда в результате буржуазных реформ Корпус горных инженеров был упразднен, а бывшие офицеры получили статус гражданских чинов.

Цитаты

Поэт и прозаик Владимир Соколовский в романе "Одна и две, или Любовь поэта", рассказывает, что молодежь Барнаула "посвящала свой досуг музыке, пению и театру"; что "тамошние дамы находили удовольствие говорить или о последнем спектакле, или о концерте, который давали накануне", проводили время за разгадыванием шарад, чтением повестей, музицированием и пением; что "молодые горные офицеры, люди образованные, "бредили театром".

"Эстетические наклонности горных инженеров Алтайского горного округа проявлялись не только в устройстве их комнат и изящных одеждах дам, но и в знакомстве как с научной, так и с художественной литературой, и, наконец, в процветании любительского театра, имевшего свое собственное здание", - писал ученый и путешественник Петр Семенов-Тян-Шанский.

Справка "РГ"

Численность горных офицеров была сравнительно небольшой. В 1754 году на кабинетских заводах служили девять горных офицеров, а в 1761-м - 21. В 1820 году на семнадцать тысяч нижних чинов и служителей приходилось 118 штатных должностей штаб- и обер-офицеров.

СФО История