- Хотелось бы, чтоб к 2030 году каждый турист, который во время навигации приезжает в Петербург, захотел бы посмотреть город с воды, - озвучил грядущие планы по развитию навигации Дмитрий Ваньчков, заместитель председателя комитета по транспорту города. - Пока что прогулку по воде выбирает каждый второй гость Северной столицы.
В Петербурге сегодня организован 51 водный маршрут - в прошлом году их было на десять меньше. Огромной популярностью пользовались регулярные линии (их всего три). Самым востребованным ожидаемо стало направление Петербург - Петергоф - Кронштадт (скоростными судами перевезено более миллиона пассажиров). На втором месте маршрут Адмиралтейство - Петропавловская крепость, на котором работали маломерные суда, доставившие 67 тысяч туристов и жителей города. На третьем - линия Речной вокзал - Эрмитаж, здесь были пущены скоростные суда. Ими воспользовались 2100 человек.
Новинкой сезона, которая сразу же приобрела известность, стал маршрут по реке Карповке. Хотя он и открылся ближе к завершению навигации, опробовать новинку успели около девяти тысяч пассажиров.
На реки и каналы города выходили 678 судов, что на 13 процентов больше показателя года минувшего. Из них 232 - пассажирские, но только восемь абсолютно новых, современных. Конечно, хотелось бы, чтобы петербургские акватории бороздили только современные красивые и удобные суда, однако быстро обновить весь парк невозможно.
Увеличилось и число причалов, новые - у Петропавловского моста на Карповке и возле Тучкова моста на Малой Неве. Всего город располагает 143 причалами (из них 20 - городские общего доступа, остальные принадлежат судоходным компаниям). Что касается швартовок на городских причалах, то за сезон город получил с них доход на сумму почти в 95 миллионов рублей (что выше показателя минувшего года на 12 процентов). Причем не за счет увеличения цен (они остались прежними), а за счет роста числа швартовок на 10 процентов.
Хорошая новость: в следующем году в Петербурге откроют еще три новых городских причала: на Мойке (у Дворцовой площади), в Кронштадте и Ломоносове. Нововведение ближайшего будущего - запуск пилотного проекта по обустройству турникетов на причалах, чтобы пассажиры могли попасть на борт только при предъявлении билета. Это позволит упорядочить и полностью легализовать перевозки.
В целом навигация прошла успешно, отмечают городские власти, и это касается не только объемов перевозок, но и соблюдения требований по безопасности. За сезон зафиксировано только четыре происшествия на воде. К сожалению, один человек погиб при столкновении судов реконструкции в Финском заливе.
Кстати, в этом году на воде прошло 26 массовых мероприятий (в том числе "Алые паруса") - и ни одного происшествия в это время на реках и каналах. Патрульным службам в обеспечении порядка помогает искусственный интеллект. В этом году уже тестировали систему видеофиксации нарушений с помощью нейросетей (напоминает аналогичную систему для фиксаций нарушений на автотрассах). Выписано более 500 предписаний об административных правонарушениях. Граждане не соблюдали правила эксплуатации судов, а порой за штурвалом находился человек, не имеющий соответствующих разрешений. Так что всем потенциальным туристам, решившим воспользоваться услугами маломерных судов, рекомендуется спрашивать лицензию на право перевозки пассажиров.
213 дней продлилась навигация-2025 в Санкт-Петербурге, с 7 апреля по 15 ноября.
По данным комитета по транспорту Санкт-Петербурга