А еще Михайлов день отмечали в войсках, ведь церковное название праздника - "Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных", поэтому Архангела Михаила почитали небесным покровителем воинства и полководцев. Об одном таком военачальнике с очень бдительным ангелом-хранителем чуть позже, сначала о том, кто это - Архангел Михаил, что значит "архистратиг", почему древнееврейское имя было так популярно у русских. Начнем по порядку.
Наверное, у каждого найдется история, когда чудом удавалось избежать какой-то беды, и мы на автомате произносили: "Мой ангел-хранитель меня спас". При этом для современного человека ангелы - это то ли мифические крылатые купидоны с полотен великих художников, то ли литературные персонажи, свойства и качества которых зависят от прихоти автора. Но разве не странно, что мы чаще интересуемся новыми гаджетами и знаем о них больше, чем о тех, чья миссия - хранить нас от бедствий? Восполним пробел. У Чехова есть фраза: "Не пусто между небом и землей". Это об ангелах, называемых часто Небесным воинством, а в переводе с греческого слово "ангел" - это вестник, вестник воли Божьей.
Церковь изначально относилась к ангелам крайне уважительно. Ангелы, - учит богословие, - это духовные существа, через которых Бог являет нам Свою волю, и они помогают нам эту волю исполнить. Причем служение вестников шире посредничества между Богом и человеком. Ангелы являются людям в самые важные моменты наших взаимоотношений с Богом. Из Священного Писания и Предания известно, что это существа духовные, бестелесные или обладающие так называемым "тонким телом". Так как это существа духовные, для них не существует проблем перемещения в пространстве, и ангелология - учение об ангелах, утверждает, что ангелы одарены волею, умом, могуществом и "ведением" - знаниями. То есть это личностные существа, им присущи все те дары, которые свойственны личности. Ангелы безгрешны и приближены к Богу.
И тут пора сказать, что кроме ангельского мира есть мир "духов злобы поднебесной", глава которых носит имена дьявол (от греческого "клеветник, обольститель") или сатана (от древнееврейского "враг, противник"). Да еще много других имен. Пушкин, например, называл врага рода человеческого "злобным гением", "демоном мрачным и мятежным". Человек во время своей жизни испытывает на себе действие как добрых ангелов, так и "духов злобы поднебесной". Об этом хорошо сказал Аполлон Майков в стихотворении "Ангел и Демон":
- Подъемлют спор за человека
- Два духа мощные: один -
- Эдемской двери властелин
- И вечный страж ее от века;
- Другой - во всем величье зла,
- Владыка сумрачного мира:
- Над огненной его порфирой
- Горят два огненных крыла.
Согласно древнему общецерковному Преданию, в ангельском мире, сотворенном Богом, одним из самых могущественных, одним из самых одаренных ангелов был Денница, или Люцифер, имя которого означало "светоносный, свет утренней зари". Как часто бывает с личностями даровитыми, Денница пал жертвой своей гордыни. В чем тут дело? Неотъемлемое право личности - право на духовную свободу. Например, свободно, а не ввиду необходимости или принуждения, но исключительно по собственному желанию, мы выбираем жизнь с Богом - или без Него. Денница, наделенный от Господа свободой воли, решил сам стать как Бог, он восстал против Творца, начал отрицать Его, противиться Ему, и это превратило Денницу в злого духа, что отразилось и в его имени - он стал дьяволом, сатаной. Но это не все, движимый гордыней сатана увлек за собою других ангелов, которые в этом противлении Богу стали бесами. Так дьявол создал свой мир злобы, стал "владыкой сумрачного мира".
Война между добром и злом неизбежна, и ангельское воинство против сатаны возглавил Архангел Михаил, его еще называют Архистратигом, то есть верховным воином. Со словами Архангела Михаила: "Кто равен Богу? Никто, как Бог!" дьявол был "как молния" низвергнут вниз, на землю. Михаил в переводе с древнееврейского и означает: "Кто как Бог?", то есть воинственный клич, утверждающий главенство Господа, и послужил именем для предводителя ангельского воинства.
Святитель Афанасий Александрийский так комментировал падение Денницы: "Диавол, враг нашего рода, ниспав с Неба, блуждает в пространстве этого нижнего воздуха, где, начальствуя над другими подобными ему, при содействии их обольщает людей и старается воспрепятствовать тем, которые стремятся ввысь".
История архангела Михаила, бросившегося на борьбу с дьяволом и низвергнувшего его, тронула русское сердце, и после Крещения Руси имя Михаил утверждается в народе. Первый Златоверхий во имя Архангела Михаила монастырь воздвигли в 1108 году, его поставил внук князя Ярослава Мудрого великий князь Киевский Святополк Изяславич, получивший в крещении имя Михаил. Дальше больше, храмы в честь Архангела Михаила возводили по всей Руси, а имя Михаил стали носить многие представители княжеских семей. По Преданию Архангел Михаил с огненным мечом охраняет дверь в рай - Майков в стихотворении называет его "Эдемской двери властелин". Поэтому знаменитый Архангельский собор Московского Кремля, построенный в 1333 году, стал храмом-усыпальницей московского великокняжеского, а затем царского дома. А древнееврейское имя Михаил укоренилось в народе. Бесстрашие, верность, способность сплотить людей, возглавить их - кто бы не хотел видеть эти качества в своем ребенке? Плюс надежда на духовное покровительство архистратига. Историй о том, как ангелы-хранители приходят на помощь человеку в трудный час, немало, но одна из них поистине удивительна.
Родившийся в сентябре великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, названный в честь Архангела Михаила, был спасаем своим ангелом-хранителем как минимум дважды. Обычно подобные чудесные истории верующие не делают достоянием гласности - сокровенные события лелеют в сердце, а не торгуют ими навынос. И Михаил Кутузов - человек глубокой веры, ни в дневниках, ни в письмах не рассказывал о произошедшем как о чуде. Да вот только очевидцы событий были ими настолько поражены, что скрыть удивления не сумели. Итак, 1774 год, Русско-турецкая война. Гаджи-Али-Бей высаживает десант в нашей Алуште: задача 2-й армии генерал-аншефа князя Василия Долгорукова - не дать туркам пройти в глубь Крыма. И 24 июля русскому отряду удается выбить турецкий десант. В бою под Алуштой двадцативосьмилетний Михаил Кутузов получает серьезное ранение в голову: шальная пуля попала в левый висок и вышла около правого глаза!
Вот что сообщает об этом Долгоруков в докладе Екатерине II: "Ранены: Московского легиона подполковник Голенищев-Кутузов, ... из новых и молодых людей состоящий, до такого совершенства, что в деле с неприятелем превосходил оный старых солдат. Сей штабофицер получил рану пулею, которая, ударивши между глазу и виска, вышла на пролет в том же месте на другой стороне лица". То, что Михаил Илларионович выжил, сохранил ум, память и даже зрение - чудо и для современной нейрохирургии. То, что через два года вернулся к военной службе - чудо вдвойне. Прозорливые люди шептались: "Господь сохранил Кутузова для великих дел". Не иначе. Еще через два года, в августе 1788-го, во время очередной вылазки турков под Очаковом новая пуля - видно, подружка первой! - пытаясь сразить великого полководца, прошла почти старой дорожкой - от виска, наискосок, к противоположному глазу. И в этот раз Михаил Кутузов остался жив, и в 1789 году принял отдельный корпус, с которым дальше сражался во славу Отечества. Тут уж призадумались даже люди, далекие от православия. "Надобно думать, - писал находившийся в то время в русской армии принц де Линь, - что Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна". А императрица Екатерина II, прослышав о таком удивительном случае, заметила: "Надобно беречь Кутузова. Он у меня будет великим генералом". Берег Михаила Кутузова Господь, по Промыслу Своему видя, какую роль предстоит сыграть великому полководцу в тяжелую для России годину французского нашествия.
Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или ВКонтакте Марии Городовой @MariaGorodova