Директор департамента развития сервисов и клиентского опыта Минцифры Андрей Ульянов представил обзор текущей нормативной базы, включая закон о беспрепятственном доступе людей с инвалидностью по зрению к государственным ресурсам и приказ Минцифры № 953.
Он напомнил, что с 1 сентября прошлого года вступил в силу приказ Минцифры № 953 об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов госорганов и органов местного самоуправления. Сейчас в министерстве ведется работа по подготовке проекта постановления правительства о требованиях, обеспечивающих доступность информации на сайтах соответствующих органов.
"В проекте постановления учтены все параметры доступности, предусмотренные действующими национальными стандартами. Постановление прошло публичное обсуждение с 18 сентября по 8 октября 2025 года. На текущий момент были проработаны все поступившие замечания и отправлен акт на согласование в четыре организации инвалидов", - сообщил Ульянов.
Он также обозначил ключевые вызовы в рамках работы по обеспечению цифровой доступности.
"В настоящий момент у нас нет контрольно-надзорного органа, отвечающего за доступность цифровых сервисов и исполнение соответствующих нормативных актов. Контроль доступности осуществляется по инициативе разработчиков таких сервисов, а также в случае обращения граждан. Для коммерческих организаций тоже нет официальных требований по доступности сервисов. Эти вещи требуют регулирования", - отметил Ульянов
По словам депутата Госдумы Антона Немкина, работа в этом направлении обеспечивает равный доступ к государственным и цифровым сервисам для всех категорий граждан, включая людей с ограниченными возможностями здоровья.
"Цифровая инклюзия становится одним из ключевых факторов социального и экономического развития общества. Работа в этом направлении помогает нам обеспечить равный доступ к информационным технологиям, государственным сервисам и онлайн-ресурсам для всех групп населения, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. Создание доступных цифровых сервисов помогает сокращать цифровой разрыв, повышать качество жизни граждан и интегрировать их в полноценную жизнь", - отметил Немкин.
Немкин привел конкретные примеры сервисов, которые не до конца решили вопросы инклюзии для своих пользователоей. В частности, затронул вопросы доступности национальной цифровой платформы МAX и отечественных сервисов видеоконференцсвязи, таких как "Телемост" и TrueConf. Немкин подчеркнул необходимость расширения государственных стандартов цифровой доступности на критически важные негосударственные сервисы для защиты интересов пользователей и повышения безопасности данных.
"MAX очень активно развивается, мы видим рост числа сервисов, все большее число пользователей, не так давно платформа вышла за пределы России и Беларуси. И, безусловно, как национальная цифровая платформа, он должен задавать стандарты в отрасли", - добавил Немкин. - "Мы с коллегами по партпроекту считаем принципиально важным рассмотреть возможность расширения государственных стандартов цифровой доступности на наиболее критичные негосударственные сервисы массового использования - с учетом особенностей рынка, технологических решений и перспектив развития отечественных платформ. Для этого очевидным образом готовы содействовать диалогу между регуляторами, бизнесом и экспертным сообществом для консолидации минимальных требований к доступности и безопасности вне зависимости от формы собственности сервисов", - подчеркнул депутат.
О ситуации с оценкой доступности сервисов рассказала руководитель направления проектирования мобильных интерфейсов департамента проектирования пользовательских интерфейсов АО "РТ Лабс" Татьяна Миронова:
"Мы не можем смотреть на зарубежные рейтинги, отечественных у нас не существует. Соответственно, по доступности мы сейчас можем смотреть только на обращения пользователей", - рассказал она.
При этом, как отметила Татьяна Миронова, показатели числа обращений не отражают реальную картину. Граждане не привыкли писать официальные жалобы, из-за чего проблемы невозможно отследить. В связи с этим возникает необходимость внедрения автоматических рейтингов доступности, для которых уже есть технические возможности.
Руководитель проектов Проектной группы АНО "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" Михаил Мурунов подчеркнул, что государственные цифровые сервисы должны обеспечивать равный доступ для всех пользователей вне зависимости от особенностей восприятия. Сейчас в рамках проекта "Драйверы цифровой инклюзии" готовится инициатива по привлечению незрячих специалистов к работе над доступностью государственных и коммерческих проектов. Запускается пилотная группа экспертов по тестированию сайтов на базе Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского.
"У университета есть специальная программа повышения квалификации по тестированию интернет-ресурсов на доступность. У нас возникла идея привлечь на практику 30 человек, которые закончили эту программу, к тестированию сервисов. Сейчас ведется масштабная работа с Минцифры. К 1 декабря мы должны проработать вопрос привлечения выпускников программы к тестированию интерфейсов наших сервисов", - рассказал он.
Также Мурунов отметил важность системной работы по просвещению представителей органов власти: "Вся сфера, которая знакома с понятиями инклюзии и веб-доступности, понимает, что обеспечение доступности - это не проект, а процесс, который необходимо поддерживать. Программы по популяризации, в том числе в органах власти и на региональном уровне, - к этому нужно подойти очень серьезно".
Участники заседания также обсудили предложения и инициативы в формате свободного микрофона, обменялись мнениями и наметили дальнейшие шаги по развитию цифровой инклюзии в России.