Этот парад беспилотников, уникальный вечерний спектакль, состоявшийся впервые за всю историю авиасалона, назывался Airshow After Dark и стал сюрпризом для многих специалистов авиационной отрасли. "Чистое волшебство", - сообщило наутро местное телевидение. Картинка действительно получилась футуристическая.
Вообще, у арабов можно поучиться, как из в общем-то обычной промышленной выставки делать шоу. Для создания атмосферы праздника важны детали. Так, к примеру, в международном аэропорту Дубай по прилете участникам салона в паспортах проставляют специальные штампы с самолетиком и приветственной надписью. В первый вечер организаторы пригласили гостей на мероприятие под названием "Вечеринка на взлетно-посадочной полосе", напитки обещали бесплатно. Каждый день гостей развлекают марширующие по выставке оркестры - то военный, то полицейские с волынками. (Странно, что в программу салона еще не включили гонки на верблюдах с роботами-седоками, которые здесь стали популярны).
А накануне открытия на территории Dubai World Central для всех желающих устроили 5-километровый фитнес-забег вокруг установленных на стоянке самолетов. Можно было сделать несколько кругов вокруг F-15 или нашего Як-130М, сделать селфи и потом всем рассказывать. "Хотя пробежки по взлетно-посадочной полосе не являются чем-то необычным, у обычных людей крайне редко есть возможность пробежаться вокруг различных самолетов - от пассажирских до грузовых и частных и даже военных. Эта невероятная возможность представится вам в аэропорту Аль-Мактум", - говорилось в приглашении.
На самом же авиасалоне кипят невидимые миру страсти. В первый день лайнеры-гиганты - А-380, А-350 и В-777 - могучей тройкой пролетели над взлетно-посадочной полосой аэропорта Аль-Мактум, и на этом единство закончилось. На рынке гражданских самолетов конкуренция жестокая, американцы борются за клиентов с европейцами и все вместе против китайцев, журналисты только успевают строчить. "Авиакомпания Emirates объявила о покупке у Boeing 65 самолетов 777Х, и теперь США обещают выпускать по 10 таких самолетов в месяц". "Европа подписала супер-контракт: FlyDubai берет у Аirbus 150 А-321neo". "Новый китайский С-919, несмотря на сложности с сертификацией, нацелен на выход на рынки Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии". И привлекшая внимание едва ли не всех западных агентств новость - "Мировая премьера пилотируемого электрического аэротакси Joby оказалась успешной".
В своем репортаже с авиасалона один коллега сообщил о "головокружительном успехе наших крылатых машин" и "колоссальном интересе" к российской экспозиции. Я бы подобной бравурности избегал, хотя внимание, конечно, есть. И к "царь-двигателю" - самому мощному в мире жидкостному ракетному РД-171МВ на стенде "Роскосмоса", и к новому "Панцирю", оснащенному зенитными ракетами, и к целому ряду беспилотников.
Кстати, о беспилотниках. Ситуация сложилась необычная и показательная. В одном конце выставки - экспозиция России. Солидно и представительно: свой павильон, под тысячу экспонатов, от гражданской авиации до космоса, самолеты-вертолеты, флаги, девушки-красавицы в форме стюардесс… А в другом конце, на единственном стенде где-то в углу павильона, украинцы в черном рекламируют свой дрон-перехватчик и рассказывают, как он якобы всех сбивает… Вообще вся история с ними какая-то мутная. Трезубца и жовто-блакитного флага, который они обычно вывешивают на каждом столбе, нигде не видно, в официальных списках участников выставки Украина тоже не упоминается, а группа странных людей, между собой говорящих на русском, а с окружающими на мове, - есть.
…На лидерство в конкурсе зрительских симпатий на авиасалоне вполне мог претендовать наш Су-57. Организаторы рекламируют его так: "Вы получаете возможность увидеть самолеты, с которыми вряд ли столкнетесь в обычной жизни, например, российский истребитель-невидимка Су-57 и китайский беспилотник СН-9".
В Дубае Су-57 впервые продемонстрировал публике грузовые отсеки, в которых находились четыре ракеты "воздух - воздух" и "воздух - земля", и даже с этими тяжелыми ракетами истребитель пилотировался как без них. Что оценили специалисты. Не прошло незамеченным и использование при управлении Су-57 искусственного интеллекта, и сообщение главы ОАК Вадима Бадехи, что два таких самолета уже переданы заказчику в одну из стран и "там довольны".
Около Су-57 постоянно толпится народ. То президент ОАЭ в кабину заглянет, то индийский министр заинтересуется приборной панелью. Большой группой приходили американские пилоты, но комментарии давать отказались. Были эмиратские летчики, как всегда любопытные китайцы, военные из других стран. Пилот Су-57 Герой России Сергей Богдан по-прежнему на гребне популярности - как только он выходит за загородку, к нему возникает очередь желающих сфотографироваться.
Авиасалон Dubai Airshow 2025Еще одним заметным экспонатом российской экспозиции называют модель беспилотника-"невидимки" на базе самолета пятого поколения Су-75 Checkmate, ориентированного на экспортный рынок. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, "он уже практически на стадии полета", в ближайшее время начнутся стендовые испытания. Но пока, к сожалению, выставляется лишь модель. То же касается и МС-21.
В интервью журналистам Чемезов, кстати, был довольно откровенен. Он отметил важность Ближнего Востока как одного из наиболее значимых для России рынков - на него сегодня приходится почти половина контрактов, заключаемых "Рособоронэкспортом".
Среди преимуществ российской продукции глава Ростеха в первую очередь выделил надежность: наше оборудование "не может быть отключено дистанционно". Кроме того, по его словам, российские системы отличаются эффективностью: "Это доказано на полях сражений, а не на бумаге, что является ключевым критерием для региональных партнеров". "Все системы, которые представляет Ростех в Дубае, не рекламные модели, а решения, разработанные непосредственно в ответ на современные изменения и угрозы", - заключил Сергей Чемезов.